В детстве, конечно, засматривался постановками и зачитывался пьесами. Как и Гете, к примеру. И Мольером.
Потом узнал, что до появления социалистического реализма почти все зарубежные пьесы были ворованными. И фантазия у Шекспира сотоварищи была гораздо беднее, чем казалось. Взять чужих персонажей и переделать применительно к реалиям эпохи - тут, наверное, тоже талант нужен, но - особого сорта...
Нет, бытовую какую-то ситуацию дать - это Шекспир мог. Но сюжет как таковой и характерные типажи - это уже, извините, чужое. Плавта. И Холиншеда, как мне тут правильно подсказывают.
Это не беда одного только Шекспира. Авторы, не владеющие методом соцреализма, всегда были ужасно слабы именно в придумывании сюжетов. Возможно, дело в том, что докоммунистическое общество в своем развитии двигалось наощупь, без научной методики, постоянно попадая в темные тупики и трясины, и рука об руку с обществом шло и его искусство. Чего-то придумывать было бы даже чревато знакомством с инквизицией, да к тому же совершенно излишне с точки зрения массовой публики. Вот и перепевали на разные лады вроде как уже освященные историей сцены. Что Лопе де Вега, что Кристофер Марло, что Уильям наш Шекспир.
Ничего, конечно, нового в творчестве Шекспира найти нельзя. Зады искусства. Смотреть это сейчас без кривой усмешки не получится (у взрослого не получится - наивные дети, конечно, могут радостно поглазеть и сегодня; да они на все, что угодно, могут радостно поглазеть, даже на телепузиков). Однако ж "Гамлет" был и вправду страшно популярен. Почему? Да потому, что советская сценическая школа и актерское дарование Высоцкого позволили вывести незамысловатый сюжет о придворных интригах на качественно новый смысловой уровень, продемонстрировав в итоге все омерзительное убожество внекоммунистической морали. С таким же кайфом интеллектуалы читали Драйзера и смотрели "Богач, бедняк" в постановке Арунаса Жебрюнаса - ужасаясь бесчеловечности капиталистического мира и облегченно сравнивая с окружающими советских людей реалиями. Уютное, безопасное приключение...
В общем, Шекспир - это то прошлое мировой драматургии, у которого не должно быть будущего. Если он снова кажется кому-то актуальным, значит, в духовной жизни страны что-то явно не так. А когда я читаю о каких-то "энтузиастах", которые ставят любительские спектакли по пьесам средневекового драматурга, - на ум мне приходит одно только слово.
Дурачье.
четверг, 11 декабря 2008 г.
Шекспир
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий