среда, 11 февраля 2009 г.

Сюрвивализм - не сюрреализм

Кризис цивилизации лучше переждать в деревне

  Так решил компьютерщик Кошастый и уехал в село под Киевом.
  Известный социолог Маклюэн предсказывал, что мир однажды станет "глобальной деревней". Правда, он имел в виду силу современных коммуникаций, объединяющих всю Землю. А вот Виктор Сергиенко, известный в интернете под ником Кошастый, предложил свою сельскую концепцию спасения от всемирного кризиса, ставшую популярной среди постапокалиптически настроенных блогеров. С владельцем родового поместья, практически независимого от состояния современной экономики, пообщалась корреспондент "Известий".
  Еще в начале "нулевых", когда все радовались экономическому росту, Виктор был уверен: масштабный кризис не за горами. Причем не просто экономический, а цивилизационный, грозящий полным крахом всей прежней жизни. Проанализировав имеющуюся информацию и соответствующую литературу, молодой IT-специалист решил достичь "максимально автономного от цивилизации жизнеобеспечения". А для этого было необходимо собственное хозяйство. В 2003 году он всего за 500 долларов купил себе дом в селе под Киевом.
Кризис как предчувствие
  Жилище пришлось "довести до ума" - поменять соломенную крышу на новую шиферную, вставить металлопластиковые окна. На участке Виктор разбил сад и огород, приобрел лошадей, домашнюю птицу, коз. Занявшись хозяйством, поменял график работы на более свободный, а потом и вовсе уволился. Жена последовала за ним и... Практически полного самообеспечения "родовому поместью" удалось достичь уже в 2005 году.
  А в 2008-м его предчувствие масштабного кризиса начало сбываться.
  ...К переезду Виктора близкие и знакомые отнеслись по-разному. Большинство, в том числе и родители, - "да ты с ума сошел". Были и поделикатнее - "каждому свое". Но в одиночестве Кошастый не остался - осенью 2004 года в то же село переехала его сестра с семьей, появились соседи из Москвы. Да и с односельчанами у него сложились отношения хорошие.
  - Главное - не задирать нос, со всеми общаться на равных, - объясняет он. - Сильно помогает, когда люди видят тебя за работой. И потом, обмен мелкими услугами - прочнейшая связывающая сеть в сельском обществе. Не надо гнушаться старыми бабульками. Любая из них полчаса будет тебе рассказывать всякие сплетни, а потом всем другим бабулькам передаст, что ты "хороший человек".
  Типичный февральский день Виктора: "Утром встаю в 8 часов, выпускаю курей-гусей, даю лошадям сена. Растапливаю печь (дрова занес с вечера). Жена готовит завтрак. С завтрака до обеда и с обеда до ужина - свободное время, можно побездельничать или заняться чем-нибудь полезным. Вечером иду заниматься хозяйством - вывести лошадей, напоить, убрать в конюшне, насыпать подстилки, занести на ночь сена, завести лошадей, напоить и накормить коз, закрыть птицу... В 17 часов - темно, заходим в дом. Растапливаем печь (если на улице мороз). Жена готовит ужин, ужинаем. И спать ложимся рано - в 22-23 часа".
Жизнь без мусора и шампуней
  "Удобства" в доме Сергиенко вряд ли придутся по вкусу изнеженному горожанину. Сельский туалет - яма с будочкой. Моются Виктор с женой в большой миске, поливая себя горячей водой из кружки. Никаких косметических изысков - для мытья тела и волос используют они недорогое туалетное мыло. "Не знаю, что мне скажут сторонники шампуней, - улыбается Виктор. - Но и у меня, и у жены внешний вид волос улучшился после перехода на мыло".
  В родовом поместье нет и мусорного ведра. "Если мне надо от чего-то избавиться - вещь отправляется в соответствующее место. Если органическое - то в помойное ведро, которое выливается на компостную кучу. Если может сгореть - то в коробку, содержимое которой сжигается. Реже возникает мусор такой, как ненужные ржавые железки и битые стекляшки. Когда я что-то бетонирую, это отправляется в бетон, где остается навсегда".
  Через месяц в семье Кошастого будет пополнение. Виктор уверен, что ребенку здесь будет комфортно - перед глазами ведь живой пример, 9-летняя племянница. "В городе она бывает - так что у нее есть возможность сравнивать. Но никогда не высказывала сожалений или пожеланий там остаться. Девочка очень активная, постоянно бегает, играет, много возится с животными - собаками, лошадьми, кроликами. Отлично развита, легко общается и с детьми, и со взрослыми".
  Учить своего ребенка Виктор собирается самостоятельно: "Школа в гораздо большей степени отбивает у детей охоту что-то узнавать и постигать, чем дает что-то полезное". Для преподавания и собственной пользы Виктор составил целую библиотеку в 100-150 томов, начиная от школьных учебников и кончая специальной литературой. Науки как естественные и точные (математика, физика, химия, биология), так и гуманитарные (история, философия). Есть книги и прикладной направленности - строительство, домоводство, сельское хозяйство.
  - Жемчужина моей коллекции - двухтомник ред. Девриена "Настольная книга для русскихъ сельскихъ хозяевъ", изданная в 1875 году, - рассказывает Сергиенко. Наиболее важную информацию он дублирует на CDR-дисках ("Кто знает, как повернется дальше - через десяток лет могут быть новые возможности, например ноутбукоподобные компьютеры на топливных элементах или с солнечной батареей на крышке"). На компакт-дисках хранится и отборная киноколлекция - поддерживать в тонусе чувство прекрасного.
"Я не Рэмбо, чтобы от всех оборониться"
  Один из немногих пережитков цивилизации в доме - электрическое освещение. Впрочем, используется оно экономно, полчаса-час в летнее время и 4-8 часов в зимнее.
  - Есть определенный запас свечей, но даже при самом бережном использовании их больше чем на год не хватит, - рассуждает Виктор. - Придется освоить еще освещение лучиной, или маслом, или чем-то подобным.
  Еще один потребитель электричества - компьютер. Виктор на нем и фильмы смотрит, и охотно принимает комментарии к своему "методу", если они конструктивные. Многие ведь считают путь Кошастого скорее бегством от цивилизации, чем спасением от кризиса.
  - Все хотят абсолютной гарантии безопасности, в качестве же конкретных советов - весь спектр, начиная от "зачем ехать в село, все равно все погибнем, не все ли равно где" до "вооружайся огнестрелом, минируй подходы, бронируй окна, делай амбразуры и т.д.". Первым я отвечаю, что даже если метод сулит понижение шансов погибнуть со 100% до 99 (а по моим оценкам, до 10-20%), то его стоит применять, из долга перед собой, семьей и богом (для верующих). Вторым говорю, что я не Рэмбо, чтобы от всех обороняться.
  Далек Кошастый и от последователей религиозных движений, уходящих в село по соображениям веры: "Мои основные принципы - общность с природой; необходимость жить самому, не рассчитывая на помощь свыше; отсутствие любой загробной составляющей. А мораль отлично формируется и без участия какой-либо религии".
  Конечно, концепция Виктора уязвима - кто-то все равно обзовет его ретроградом или паникером. Даже соратники по кризисному выживанию находят в ней отдельные практические недостатки. Но как ни крути, первую часть сюжета он предсказал верно. Да и выбор свой никому не навязывает.
Инструкции по выживанию от Кошастого
  Как подготовиться к кризису цивилизации. Стараться урезать себя в потребностях; деньги тратить на покупку вещей, которые можно будет использовать и сейчас, и в "новой" жизни. Вполне оправданна, скажем, была бы покупка хороших инструментов, особенно неэлектрических.
  Где жить. В кризисный период большие и средние города станут зоной жестокого бедствия, и от них надо будет находиться как можно дальше. Будет два рода движения из мегаполисов: мирная миграция и набеги - одиночек или небольших групп людей, пеших или велосипедных. Так что выбор места для дома в 70 км от города и 10 км от трассы - действенный и дешевый способ пассивной защиты в кризисных условиях.
  Чем запасаться. Инструментами - для обработки почвы, дерева, металла. Домашней утварью и расходными материалами, необходимыми для строительства и ряда других дел. Приоритет отдается недорогим, автономно работающим, долговечным вещам первой необходимости. Желательно в момент покупки сразу запасаться возможно большим количеством запчастей и расходных частей. Вещи, которые приобретаются в одном или немногих экземплярах, должны прослужить лет 50.
  (Подробно о методе выживания Кошастого вы можете узнать на сайте http://worldcrisis.ru)
Кто еще ждет катастрофы?
  Двадцатый век с его войнами, экономическими кризисами и экологическими катастрофами приучил многих жить в постоянной тревоге. Из этой смутной паранойи и выросло целое движение - survivalism (от английского survive - выживать). Сюрвивалисты смирились с мыслью, что привычному миропорядку скоро придет конец, и старательно готовятся к предстоящей катастрофе, делая запасы, сооружая убежища и приобретая странноватые для цивилизованных людей навыки.
  Зародилось это движение в США и Великобритании. В 1974 г. писатель Говард Рафф создал справочник "Голод и выживание в Америке" - по следам нефтяного кризиса 1973 года. Идеи Раффа развил Курт Саксон, который, собственно, и придумал термин survivalist.
  С 1975 года он начал издавать справочные статьи на тему выживания, где со знанием дела рассуждал о том, как правильно заминировать собственный участок для защиты от бандитских караванов или построить дорожные заграждения для защиты города от беженцев из других регионов. О гуманизме в этих работах и речи нет - в постапокалиптическом мире человек человеку волк. И если стоит, например, вместо убийства ранить мародера в правую руку - так лишь для того чтобы сделать его обузой для подельников.
  После некоторого затишья движение вернуло былую популярность в 1999 году - тогда боялись "компьютерной ошибки двухтысячного года".
  Новейшая волна сюрвивализма началась с теракта 11 сентября. Исламские террористы, глобальное потепление, природные катаклизмы и эпидемия птичьего гриппа - все эти навалившиеся разом проблемы обострили интерес к выживанию.
  Сюрвивалист ждет подвоха от цивилизации в любой момент и старается тратить свое время и деньги с пользой для будущего. Присматривает себе убежище или бункер, запасается пищей, водой, одеждой, лекарствами, боеприпасами и предметами первой необходимости. Умеет обращаться с оружием, ориентироваться на местности, мастерить инструменты и быстро принимать решения.
  В 1970-х сюрвивалисты пытались сбежать от голода в сельскую местность и запасались товарами натурального обмена. В 1980-х ждали ядерной войны и строили убежища от радиации. А в 1990-х, опасаясь проблем с электричеством, закупали электрогенераторы и консервы.
  Теперь, в начале XXI века, "выживатели" готовятся ко всему сразу и активно обсуждают это на сайтах и форумах. Среди обсуждаемых тем - карты ожидаемых ударов ядерных ракет, стратегии выживания в городской квартире, пандемия птичьего гриппа и даже вынужденный каннибализм. Обсуждают спокойно и деловито - как очередной рабочий проект или планы на отпуск. Паникеров и нытиков тут нет, только "хорошо подготовленные пессимисты".
  Как им удается получать хоть какую-то радость от жизни в постоянном ожидании катастрофы - непонятно. Видимо, запас патронов и дров успокаивает, как валерьянка, в таком изменчивом мире.
Ужастик от Кошастого
  В ближайшее время следует ждать дальнейшего углубления финансово-экономического кризиса. Массовой безработицы и всего, что с этим связано. Как следствие, через некоторое время - нарушения работы важнейших систем жизнеобеспечения, а именно систем ЖКХ, агропрома и транспорта. В худшем варианте сорвана будет посевная-2009, и новый урожай не будет выращен. В самом лучшем варианте те же события перенесутся на 2010 год. Я имел в виду Украину и Россию. В разных странах может быть другая ситуация.
  У этого кризиса не будет длительности, пика и окончания. Это не циклический кризис на пару лет, даже не великая депрессия лет на десять. Переждать его не получится. Острая и всем заметная фаза краха начнется в 2009-2010 годах, полностью этот процесс по всей планете может занять 15-20 лет
Замдиректора Института экономических стратегий Александр Неклесса: "Переход в новое состояние - это не крах"
  "В настоящий момент происходят разные кризисы - с одной стороны, глобальный (связанный с США), с другой стороны - наш, российский, имеющий свои особые причины.
  Глобальный кризис пришелся в самое сердце развивающегося экономического уклада - "денежной" или "информационной" экономики. Впервые в истории деньги могут произвольно размножаться - раньше они были привязаны к реальным данностям и материальным активам. Я бы назвал эту экономику трансфинитной, то есть не имеющей пределов. Появляются новые ответвления, ускорение производства в ряде экономик.
  Как античность сменялась средневековьем, а средневековье - Возрождением, так мы сейчас входим в новый мир. Происходят революционные процессы - и в экономическом плане, и в сфере политики, культуры, мировоззрения. Это действительно можно назвать системным кризисом цивилизации. Но это не крах, а переход в новое состояние, несмотря на то, что для кого-то он может оказаться трагичным.
  Государство отделяется от территории, власть - от государства, формируется нечто, похожее на воздушный остров Лапута из "Гулливера" - сообщества людей, не зависящие от госграниц. Эти "новые кочевники" решают очень амбициозные задачи, в том числе и идеологические. Все это очень интересно - никогда за всю историю человечества не происходило ничего подобного".

  Всякому здравомыслящему, т.е. вооруженному знанием исторического материализма человеку понятно, что автономное выживание - не магистральный путь развития цивилизации, поскольку ведет он обратно в пещеры. Единственный правильный ход в этой позиции - смена трансфинитной экономики на экономику плановую, социалистическую. Однако статья содержит любопытный посыл относительно обсуждавшейся здесь переквалификации офисного планктона в производительный пласт общества. Как видим, уже и при нынешних условиях существует прослойка (достаточно узкая, следует признать), готовая к добровольному дауншифтингу. Предприняв же некоторые меры, делающие процесс переселения в сельскую местность просто "шифтингом", мы решаем сразу несколько задач: снятие социальной напряженности в перенаселенных ставшими ненужными "воротничками" городах; формирование коллективистской психологии с сопутствующим освобождением от психологии индивидуалистской, поскольку современное автоматизированное производство позволяет обходиться малым и разобщенным количеством персонала, тогда как посевная компания и сельский труд вообще по-прежнему требует совместной деятельности; обеспечение утраченной ныне продовольственной безопасности молодого посткапиталистического государства. Некогда индустриализация потребовала от деревни изрядных вложений - пора отдавать долги, "шифтеры" должны получить некоторые привилегии относительно упорно цепляющихся за свои каменные трущобы горожан: методически эффективное и стипендиально обеспеченное обучение новой деятельности (к счастью, не все еще вымерли советские агрономы и зоотехники!), максимальная механизация (увы, нам снова нужны 100 тысяч первоклассных тракторов), незамедлительное и достаточно комфортабельное разрешение жилищного вопроса, бесплатная и качественная медицина (исходя их опыта ВОСР, можно предположить, что сразу сбросить ярмо товарно-денежных отношений нам не удастся, медицина на первых порах может остаться и платной, но то, что горожанину стоит рубль, пейзанину должно стоить полтинник!), такое же образование, гарантированный доступ к интернету (да-да, на данном этапе важнейшим из носителей культуры становится именно интернет, без цирка! :) Опять же, некоторые в ЖЖ вспоминают, что в сельмагах можно было приобрести редчайшие книги - и это правильно! Так же, как и первоочередной показ новинок кинематографа в сельских клубах (где-то встречал и такое упоминание) - вполне справедливо. Все это могло бы привлечь к производительному труду множество довольно бесполезных ныне особей. Вот во мне лично сидит где-то глубоко пахарь - весьма "безрукий" в этом плане, увы, вот почему столь важны действенные курсы переквалификации!
  Посему у меня ко всем френдам вопрос: а вы на каких условиях отправились бы поднимать целину? Условия, естественно, должны быть разумными, по плечу обременному разрухой, но все же современному обществу. А то тут недавно один молчел писал об армии с цыганскими плясками и профурсетками... :)))

Комментариев нет: