Девять мифов о коммунизме.
1. Коммунизм - конечная, высшая общественная формация, идеальный строй, на котором заканчивается экономический и социальный прогресс.
Коммунизм заканчивает только текущую фазу общественной эволюции - фазу создания, накопления и перераспределения средств производства. С распространением и прогрессом всепланетного коммунистического общества начнётся неизбежно новый этап развития, в котором на первый план выйдут уже не вопросы экономики, а явления иного порядка, которые в целом можно оценить как "сверхцивилизационные"; говорить же сейчас о конкретных механизмах посткоммунистической общественной эволюции можно только в достаточной степени спекулятивно.
Согласен
2. Коммунизм - это общество всеобщего равенства.
Энгельс в "Анти-Дюринге" специально подчёркивал, что всеобщего равенства людей нет и быть не может, а любая попытка его ввести есть обыкновенная авантюра. Коммунисты не выдвигают требований всеобщего и универсального равенства; требования равенства в конкретных вопросах могут оспариваться или поддерживаться коммунистами, в зависимости от их соответствия ожидаемым экономическим условиям. Единственное равенство, которое коммунисты считают необходимым - это равенство трудящихся в вопросах владения средствами производства, равенство, основанное на отсутствии общественно-экономических классов и, как следствие, на отсутствии эксплуатации человека человеком. Всё остальное - просто косметика, не имеющая прямого отношения к коммунистической экономике.
Дьявол в деталях: непосредственное и опосредованное владение (взвоют о госкапе); равенство как физиологическая идентичность - очевидный бред, вариативность характеристик обеспечивает выживание сообщества при изменении внешних условий, но другое дело - равенство прав, скажем, право "воина" на свою (и равную!) долю пирога в мирное время; "косметика к экономике" - если классики сочли более интересны для себя углубленно исследовать сугубо экономический аспект, это никоим образом не отменяет существование всех прочих, ошибочно упрощать и огрублять понятие коммунизма, сводя исключительно к экономике
3. Коммунизм - это новая форма религии, идеология, обещающая рай на земле и заменяющая, таким образом, христианскую идею.
Слово "идеология" в диалектическом материализме является ругательством. Коммунизм же - это скучная, практичная, подлежащая прикладной реализации экономическая система, направленная на оптимизацию общественной экономики человечества, на суммарное и рациональное улучшение качества жизни для каждого конкретного человека и человеческого общества в целом. С религией у коммунистической системы на практике нет вообще ничего общего. Иисус Христос вовсе не был "первым коммунистом", и обещанный в священном писании рай выглядит убогой пародией на полнокровное существование человеческой сверхцивилизации, колыбелью и питательным субстратом которой является коммунистический строй.
Возможно, и вИдение коммунизма самими классиками, отталкивавшимися от реалий их дней, выглядит сегодня убогой пародией. Как раз излюбленный конек либерастов, талдычащих об "ошибках Маркса, Энгельса, Ленина..."
4. Коммунизм - это строй для людей особой складки, для мечтателей и творцов, воображение которых поднимает их высоко над уровнем обывательской черни.
Коммунизм - это общественный строй, устраивающий прежде всего людей, которых принято именовать сейчас "обыкновенными", "средними" - т.е., основной контингент тружеников, производителей повседневных благ, материальных и духовных. В качестве экономического стимула коммунистический строй должен обеспечивать этому большинству людей повышение качества жизни, выражающееся как в прямых и косвенных материальных благах, так и в создании социальной и экономической стабильности, предоставлении времени и возможности для раскрытия потенциала собственной личности, повышении уровня образования, психологической и медицинской помощи, формировании широкого круга удовлетворяемых обществом запросов, механизмах общественного вознаграждения и почёта, и т.п. Любая же попытка создать "коммунизм" ради "полётов в космос", "обеспечения талантов условиями для творчества" или "во имя прогресса науки" обречена на возникновение господствующего класса, в руках которого будут сосредоточены все средства производства, т.е. на крах первоосновы коммунистической системы - бесклассового общества.
Бесклассовое общество и вдруг - разделение на "большинство" и "меньшинство??? Возможно, это социализм, "диктатура пролетариата", но уж никак не коммунизм.
5. При коммунизме все обо всём договорятся, и всё будет хорошо.
"Все и обо всём" не договорятся никогда; попытки сделать это при помощи воспитания всё равно рано или поздно приведут систему к провалу и необходимости тайной политической полиции, следящей за теми, кто договариваться не хочет. По счастью, помимо охранки, человечество давно уже придумало более эффективные инструменты для обеспечения конкретных взаимных договорённостей. Между тем, споры и конфликты будут - будь здоров! - и пожить в условиях беспроблемных, когда все только и делают, что разнообразно ласкают друг друга, человеческому роду, увы, не суждено.
Согласен
6. Коммунизм - это обеспечение всеобщего изобилия.
И да, и нет. Это зависит исключительно от эффективности производства, в т.ч. производства материальных благ. Видимо, чтобы избавиться от психологической зависимости перед вещами, человечество должно пройти в своём развитии фазу изобилия - иначе сохранится постоянное недовольство экономическим результатом - "эх, вот раньше-то было времечко!..", со всеми вытекающими для общественной морали последствиями. С другой стороны, убедившись в возможности получить искомое изобилие в любой требуемый момент путём простого перепрофилирования экономики, человечество быстро найдёт себе новые точки приложения усилий; во всяком случае, в сфере потребления вместо борьбы за количественное изобилие начнётся борьба за качественное улучшение потребляемых продуктов и услуг.
Вот он и выглянул из-за угла, отрицаемый п.8 человек нового типа. :)
7. Коммунизм - это строй для "новых людей", освобождённых от животного начала, созданных для созидания и трудящихся ради труда.
Самый опасный и буйный бред. Попытка убить "животное начало" в человеке - в конечном итоге не более чем попытка превратить человека в автомат по производству "труда ради труда", к тому же - по чужой указке, ибо фантазия и инициатива есть свойства, заложенные как раз в биологическую, животную природу человека. Животные инстинкты и страсти отнюдь нельзя убивать; наоборот, после столетий господства сословно-классового общества, подавляющего одни инстинкты и стимулирующего другие, необходимо вновь осознать всю сложность первичной, животной натуры человека и суметь гармонизировать требования этой натуры с требованиями сознания и общества. Иначе в лучшем случае мы получим стада фанатиков с горящими глазами, в худшем же - к власти придут те, кто сумеет прикрыть громкой фразеологической трескотнёй свою ту самую "животную натуру", от которой нипочём не желают избавляться!
Ужас, что такое! Впендюрить отдельным огромным постом!!!
8. Нового, коммунистического человека необходимо воспитывать.
Ни один предыдущий общественный строй не ставил себе задачи "воспитать нового, рабовладельческого (феодального, капиталистического, постиндустриального...) человека" ради своей победы, а вот нате же - формации меняются, качество жизни улучшается. Слов нет, высокое качество образования и воспитания в конечном итоге являются составляющими того самого улучшения качества жизни, но возлагать ответственность за социальные преобразования в первую очередь на педагогику - это, согласитесь, уже перебор! "Новый человек" формируется по мере того, как в недрах старого строя формируется ядро новых общественно-экономических отношений. Остальное - саги о "Великом Учителе", а-ля Стругацкие, способные только приласкать воображение "интеллигента без профессии", потенциального педеля, с удовольствием готового напропалую учить всех справедливости и добру. Хотите воспитать коммунара - создайте экономически эффективную коммуну. Других реальных путей нет.
"Ни один предыдущий общественный строй не ставил себе задачи" - так ни один предыдущий строй и не ставил себе задачи изучить закономерности развития общества и сообразовываться с ними при дальнейшем продвижении по пути прогресса цивилизации - чем именно и велик марксизм.
9. Коммунизм - это общество необходимой и осознанной аскезы, когда над несовершенной потребительской натурой человека осуществляется вынужденное насилие во имя высших идеалов.
Позвольте спросить: во имя каких идеалов эта аскеза и это насилие? Разве же не ради обеспечения высокого качества жизни, то есть, говоря просторечным языком, всё тех же богатства и свободы? Или эта форма коммунизма всё же строится не ради людей, не ради человечества, а ради "полётов к звёздам" или какой-нибудь ещё "великой идеи"? Что ж, такой вариант тоже возможен - но не следует называть этот строй коммунистическим; это обыкновенное фашизированное рабство, поданное под соусом технократических идей о тотальном преобразовании всего в эффективный механизм с единым централизованным управлением.
Дифференцировать аскезу и самоограничение потребностей, превосходящих среднедоступные возможности
Комментариев нет:
Отправить комментарий