воскресенье, 20 июля 2008 г.

Еще колбасное.

"Нормальные" туфли есть позиционное благо

Пусть будет изобилие, пусть будет все. Но пусть чего-то не хватает.
А. Райкин

  В очередной раз возвращаюсь к советским товарам и либерастическому нытью, что невозможно было купить нормальные туфли, нормальную одежду и все остальное. Если брать эти жалобы за чистую монету, то рисуется жуткая картина: немногие счастливчики ходят в одежде, остальные же совершенно голые, в лучшем случае - в набедренных повязках. Разумеется, это чушь.
  Дело разъяснится, если мы вспомним о том, что экономисты называют "позиционными благами", они же "статусные товары". Грубо говоря, это товары, которые используются не для дела, а для выпендривания перед другими. Главной их характеристикой является принципиальная их недоступность для всех.
  Так вот: дамочка, жалующиеся на отсутствие в СССР нормальных туфель имела в виду туфли как раз ненормальные - не такие, как носили все, и которые можно было легко купить в магазине, а такие, которых ни у кого не было, и нужны они ей были не для того, чтобы мочить ноги, а для того, чтобы выделиться на фоне остальных, вызвать зависть подруг и в особенности не обладающих "блатом", для которых такие туфли были бы недоступными.
  Кстати, сами ее жалобы немедленно доказывают, что Советский Союз был страной с высоким уровнем жизни, в которой были удовлетворены базовые потребности, поскольку реально голодным и разутым людей как-то не до "престижности".
  В роли таких статусных товаров в СССР обычно выступали товары заграничные - не потому, что они были особенно хороши, а потому что были доступны лишь меньшинству, имеющему связи в сфере торговли или выход на зарубежные страны.
  Да вот, хоть пример: Сколько страстей бушевало по поводу джинсов, как их добивались всеми правдами и неправдами. Но разве дело было в самих синих штанах? Отнюдь. Джинсы были показателем избранности, как сейчас сказали бы, крутости, и именно в таком качестве воспринимались. Когда в последние годы существования страны некоторые фабрики стали их штамповать, популярность джинсов резко упала. Одно дело - джинсы, добытые путем знакомств, совсем другое - купленные на ближайшей толкучке.
  В общем, дамочку просто вело стремление выпендриться. Что ж, чувство человеческое, хотя и не особо приглядное. Но дальше начинается цирк - дамочка жалуется, сколь тяжело ей было найти такие товары, приходилось, унижаясь, как-то выезжать за границу и т.п. Но, позвольте, позиционные блага потому и являются позиционными, что доступ к ним резко затруднен и ограничен. Они тем и хороши, что их надо добывать с боями, да и это может сделать не каждый. А мадам совсем обнаглела: она хотела бы, чтобы статусные товары, возвышающие ее над толпой, ей приносили попросту на блюдечке, без всяких усилий.
  В позднем СССР саму проблему не замечали и не видели в упор. Дело не в том, что плановая экономика не может производить джинсы в достаточном количестве. Может, да только они как раз в достаточном количестве никому не нужны.
  При Сталине действовали гораздо умнее. Тщеславие было увязано с пользой для общества. Например, шахтер-стахановец не только получал много денег, но и имел право купить на них личную автомашину, в принципе недоступную какому-нибудь спекулянту.
  Запад с его рыночной системой в этом случае, как и во многих других, действует автоматически-бездумно: тупо поднимает цены. Позиционные товары там просто намного дороже, чем обыкновенные.
  У нас позиционность цветет пышным цветом. Ради нее, в сущности, пошли под нож промышленность и сельское хозяйство, армия и транспорт. Вспомним "новых русских" 90-х с их ублюдочными малиновыми пиджаками, мобилами и оргиями, недоступными остальным. В этом свете все, что сделал Путин, - кинул кость остальным, которые теперь могут выпендриться, например, микроволновой печкой или так называемым евроремонтом.
  И как же пройти мимо феномена Маскво - грязного перенаселенного города с отвратительными условиями жизни, но жизни, не доступной для остальных. Чем, собственно, выпендривается типичный москвич - может быть, Третьяковской галереей или МХАТом или, что совсем смешно, Политехническим музеем? Возможно, лучшим в мире метро? Историческими памятниками?
  Да нет, ведь осмотреть памятники и картины может любой. И в метро может проехаться любой - на современном жаргоне, "быдло".
  А гордится москвич тем, что стаканчик кофе в его Маскво стоит столько же, сколько целая цистерна такого же кофе в ста километрах от Маскво. Ведь это кофе недоступно остальным. Еще он гордится ресторанами, в которых подают седло дикой косули и дорогими проститутками - ровно по той же самой причине.

--- Из комментариев:
  ramir_n: А еще в Маскво есть пробки, придуманные специально для того, чтобы выпендриваться друг перед другом дорогущими машинами. Плохо, что в Донецке это тоже становится модным.
  Anonymous: С пробками сложнее. При полуразрушенной системе общественного транспорта личный автомобиль дает вполне реальные преимущества - повышение скорости передвижения и независимость от сложившихся маршрутов. НО - пока личных автомобилей немного. Когда их количество превышает некоторую величину (сейчас в Донецке их 220 на тысячу человек, в СССР улицы проектировались из расчета 60 на тысячу, поэтому эту величину я оцениваю в 100 машин), они забивают не расчитанные на них улицы до полного ступора, еще более ухудшая и так паршивый общественный транспорт и сводя среднюю скорость передвижения по городу до 10 км/ч. Вот тогда многочисленные автовладельцы, стоя в пробках, утешают себя тем, что они не быдло, набитое в соседний автобус, а сидят в очень даже комфортном кресле.

Комментариев нет: