четверг, 31 января 2008 г.

Старо, но актуально => КЛАССИКА! :)

Покемоны против ёжика в тумане


Мария Баулина
  Как-то раз во время прогулки одна девочка показала моей двухлетней дочери странную игрушку ярко-желтого цвета. "Это кто?" - спросила меня дочка. "Наверное, котик", - не очень уверенно ответила я. "Вы что, тетя, это же Покемон!" - возмутилась моим невежеством владелица игрушки.

Дети и реклама
  После этого случая я оглянулась вокруг и вдруг поняла, что мы буквально окружены этими "котиками". Они везде: на детских футболках, трусах, раскрасках и наклейках. Как говорится, спрос рождает предложение. Правда, не совсем понятно, откуда взялся такой колоссальный спрос и почему в детских глазах все реже загорается интерес при виде чебурашек, карлсонов и прочих ежиков в тумане. Хотя, например, последний не менее фотогеничен, чем покемоны, и ничуть не хуже смотрелся бы на детских колготках.
  Самая простая причина - финансовая. Как точно заметили игроки одной из команд КВН: "Телепузики - это чебурашки, которым повезло со спонсорами". Широкомасштабным рекламным акциям всегда трудно противостоять: точно так же, как бородатые дяденьки в недавнем прошлом с улыбкой на устах отдавали последние кровные за акции "МММ", сегодняшние дети теряют волю при виде новенькой наклейки с покемоном. Правда, малыши редко посещают магазины и детские ярмарки, и косвенная реклама не может оказать на них такое же влияние, как на их родителей. Для многих пап и мам возможность приобрести покемона или телепузика в какой-либо ипостаси - вопрос престижа и показатель прогрессивности мышления: дескать, я могу обеспечить своего ребенка всем самым лучшим и современным. Детские сериалы также представляют большой соблазн для родителей, которым достаточно нажать на маленькую кнопочку, чтобы легко занять своего ребенка. Два-три просмотра - и в определенное время ребенок сам несется к телевизору, требуя просмотра полюбившегося зрелища.

Мультики под микроскопом
  Как известно, наибольшую популярность завоевывают динамичные мультсериалы с многочисленными погонями и падениями, расцвеченные искрами, сыплющимися из глаз главных героев. Раньше это были "Ну, погоди!" и "Том и Джерри", теперь "Покемоны". Если сравнить их, например, с "Ежиком в тумане", станет понятно, почему последний меньше привлекает детей. В сериалах кадры сменяют друг друга, как в калейдоскопе. За неторопливым Ежиком приходится следить, не теряя при этом основную сюжетную линию: вот он пошел в одну сторону, постоял, потом в другую - опять остановился и т. д. Но маленьким детям трудно концентрировать внимание, куда проще просто смотреть на красивые картинки, не обремененные богатым содержанием.
  Сюжетные линии мультсериалов не отличаются оригинальностью, все непременно куда-то бегут: либо что-то ищут, либо кого-то догоняют. Эмоции и взаимоотношения действующих лиц крайне примитивны: вот плохой герой, с ним надо расправиться, а вот хороший - он этим и займется. В отечественной анимации Ежик, плутая в тумане, постоянно о чем-то думает, деликатный Слоненок смущается, когда Мартышка предлагает ему банан, Крокодил Гена хочет с кем-нибудь подружиться. Такие мультфильмы отличаются своим психологизмом. Далеко не все дети согласятся разбираться во всяких "сложностях", имея возможность полюбоваться на незамысловатый японский "калейдоскоп".
  Еще одна отличительная черта мультсериалов - их цвета и яркость. Вспомните "Ежика в тумане" - сам он серый, туман белый. Разве может он конкурировать с американскими и японскими "шедеврами" с их многочисленными вспышками, взрывами, розовыми пантерами и желтыми винни-пухами! Ведь дети, как сороки: обожают все яркое и блестящее.

Зачем детям мультфильмы?
  Любой, даже самый простенький "мультик" несет ребенку какую-то информацию, оставляет след в памяти и становится частью его пока небольшого жизненного опыта. И если мультфильм про Мартышку, Попугая, Удава и Слоненка научит малыша делиться бананами, то сериал про черепашек-ниндзя - драться на нунчаках.
  Речь идет не о том, что отечественные мультфильмы полезны для ребенка, а заморские вредны. Существует немало прекрасных образцов западной анимации. Но, к сожалению, в современных мультсериалах во главу угла поставлен коммерческий интерес, а не потребности ребенка. Как известно, наши малыши обожают сказки и мультфильмы. И то и другое помогает ребенку усваивать законы мира и человеческую мораль. Например, "Три поросенка", в частности, могут поведать о том, как опасно быть легкомысленным и жить сегодняшним днем, а "Красная Шапочка" - научить не откровенничать с незнакомцами. В сказках, как правило, детально описываются характеры героев и их взаимоотношения. Теперь посмотрим, что видит ребенок в сериале про покемонов. Каких-то странных существ, магию и далекие от реальности ситуации, которые всего-навсего служат предысторией для погонь и драк. Кстати, драки, кажется, - основной способ решения проблем во всех подобных сериалах. Да, они не жестокие и подчас очень смешные и интересные, но ребенок, насмотревшись подобных мультиков, невольно будет стремиться так же решать возникающие конфликты.
  Мультфильмы со строгой сюжетной линией помогают развивать мышление ребенка, делая его последовательным и целенаправленным. Такие "мультики" хорошо запоминаются, их можно пересказать. Для того чтобы передать краткое содержание серии про покемонов, большого словарного запаса и памяти не требуется: "Этот ему бац по голове, а тот убежал! Потом другой - бумс, и он упал!" Реплики в сериалах из-за перегруженности сюжета спецэффектами состоят из междометий и отдельных слов, а юмор слишком примитивен: падения и торты, летящие в лицо. Итак, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усваивал российскую культуру, менталитет и традиции, старайтесь не исключать из его телевизионного "рациона" отечественные мультфильмы.

Телешкола для малышей
  Говоря о детских телепередачах, нельзя не упомянуть еще об одном модном увлечении - "Телепузиках". Форма и содержание этого "шоу" сильно напоминает тренинг для детей с задержкой психического развития. Бесчисленное повторение одних и тех же действий, двойной показ "поучительного" сюжета и десятикратное прощание, безусловно, необходимы для обучения умственно отсталых детей. Они в совершенстве овладеют такими "необходимыми" им навыками, как прыжки на месте, приготовление сосисок или разведение костра. У нормальных детей регулярный просмотр подобных "развивающих" передач может способствовать формированию навязчивых состояний, когда они без надобности будут по нескольку раз повторять одни и те же слова или движения. Многие защитники телепузиков утверждают, что передача рассчитана на детей до двух лет, которым многочисленные повторы материала необходимы для развития речи. Но тогда возникает вопрос, зачем годовалому малышу разводить костер? Чтобы самостоятельно сушить мокрые пеленки и подогревать молоко? Кроме того, дети этого возраста не способны спроецировать ситуации, разворачивающиеся на экране, на свою жизнь. Наиболее эффективный способ обучения малышей - ежедневный пример родителей. Дошкольникам же не требуется такое разжевывание информации.
  Сюжет старой доброй передачи "Спокойной ночи, малыши!" несравненно богаче "Телепузиков", а материал подается таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с различными аспектами проблемы. Например, Хрюша отказывается мыть руки перед едой и потом у него болит живот, тогда как Степашка, не пренебрегающий правилами гигиены, чувствует себя замечательно. Функция ведущего - подвести итог и сформулировать мораль. Похожие методы обучения используются в детском сериале "Улица Сезам". Такой способ изложения информации позволяет ребенку самому сделать выбор.
  Существует одна опасность, о которой родителям нужно непременно помнить при выборе мультфильмов и телепередач для ребенка. Любое художественное произведение, будь то фильм, "мультик" или книга, действует на человека через особый психологический механизм - идентификацию. То есть ребенок отождествляет себя с любимым персонажем, сочувствует его переживаниям и разделяет его убеждения. В результате, чтобы походить на своего любимца, он может пытаться копировать его поведение в повседневной жизни. Вот непридуманный пример из жизни детской площадки. Трехлетняя Настя, горячая поклонница телепузиков, собрав свои игрушки, подходит к отцу и говорит: "Папа, пошли домой! Папа, пошли домой! Папа, пошли домой!" Мужчина, услышав первую фразу дочки, готов был ей ответить, но она привыкла говорить, как телепузик, и единожды сказанной фразы ей кажется недостаточно.
  Хорошо это или плохо, но телевизор для современного ребенка - второй домашний воспитатель. Поэтому необходимо следить за телевизионными пристрастиями малыша, не забывая, конечно, о его праве на собственное мнение. Ведь вряд ли найдется родитель, желающий вместо любознательного и доброго человечка воспитать желтую черепашку-ниндзя с телеантенной на голове.



  * Английское слово "pokemon" происходит от словосочетания "pocket monster", что означает "карманный монстр". Некоторые поклонники покемонов остроумно переводят данное сочетание как "карманчуд" (карманное чудище) или "карманмон" (то есть карманный монстр).
  * Впервые о покемонах узнали японские дети, которые играли в компьютерные игры Pokemon, Pokemon Yellow, Pikachu и др., произведенные компанией Nintendo. Смысл игры заключался в ловле маленьких монстриков и тренировке их сверхъестественных способностей. В 1997 году на японском телевидении вышел мультсериал с одноименным названием "Pokemon". К концу 1998-го о монстриках заговорили в Соединенных Штатах. Позже сериал был показан ТВ в странах Латинской Америки, Европы, Азии и Австралии. А осенью 2000-го с загадочным миром "Pokemon" познакомились российские телезрители.
  * Министерство здравоохранения Турции заявило, что мультфильмы из цикла "Покемон" пагубно влияют на детскую психику. В этой стране были зафиксированы случаи, когда дети, вообразив себя покемонами, обладающими сверхъестественными способностями, выпрыгивали из окон.

Комментариев нет: