суббота, 15 декабря 2007 г.

Научная организация детского труда. :)

  Вот что советовал учитель Василий Александрович Сухомлинский своим ученикам: после того, как вы вернулись из школы домой (если уроки в первой смене), всю вторую половину дня надо проводить отчасти на воздухе, отчасти за книгами, не относящимися прямо к урокам, отчасти - в кружках, на факультативных занятиях, за работой в саду, в спортивных секциях.
  Почти весь день - любимым, и только любимым занятиям!
  Но как же быть с уроками?
  Сухомлинский советовал: делайте большую часть уроков утром, до школы.
  Вставайте в 6 часов утра, и за два утренних часа вы поработаете успешнее, чем за четыре вечерних!
  Утром голова человека работает продуктивнее, и задачи решаются быстрее, и все запоминается прочнее.
  Утром никто и ничто не отвлекает. Никаких соблазнов.
  Нелепо же вставать в шесть утра, чтобы играть с котенком!
  Утром все делаешь хорошо и быстро, потому что деваться некуда. Цейтнот - нехватка времени. А в цейтноте - и при большом желании, и если нет страха - ум человеческий работает очень быстро.
  Менделеев долгое время мучился над своей таблицей, но вот настал день, когда ему надо было надолго уезжать из города и отрываться от работы. Именно в этот последний день, в цейтноте, утром блеснула у него догадка, а к вечеру готовая "таблица Менделеева" была послана в типографию, и ученый уехал по своим делам.
  Разумеется, для того, чтобы рано встать, надо и спать ложиться пораньше. Кстати, Сухомлинский напоминал ребятам, что сон до 12 часов ночи полезнее и приносит больше.отдыха, чем сон после 12-ти. Человек, который спит с 10 .часов вечера до 6 часов утра (8 часов), высыпается лучше того, кто спит с 11 вечера до 8 утра (9 часов).
  Это вполне согласуется с теорией циклов, обнаружившей в сутках 5 физиологических подъемов и 5 спадов. Подъемы: с 5 до 6 утра, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до 1 часа ночи. Спады: с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов и с 22 до 23 часов.
  Одна женщина с Дальнего Востока рассказывает, как она использовала совет Сухомлинского в своей семье.
  У нее два сына-старшеклассника, в девятом классе и в десятом. Ребята сидели над уроками день и ночь, очень уставали, здоровье их пошатнулось, времени на любимые занятия не было. Что делать?
  Установили такой режим: подъем в 5 часов 30 минут, зарядка, умывание, первый завтрак - стакан молока - 15 минут; 5 час. 45 мин.- 8 час.- приготовление уроков, 8 час.- второй завтрак (горячий); в 8 час. 15 мин.- уход в школу. После школы до 21 часа - время свободное. Перед сном (в 21 час) приготовить все по расписанию на утро.
  "Не описываю, как мы волновались,- рассказывает мама.- Необычно, не верилось, что все это возможно, что вместо 4-6 часов занятий - 2 часа, и лишь изредка (смотря по расписанию) занятия вечером - например, когда перевод большой или две математики. Но ребята сразу оценили преимущества такого режима и только очень удивлялись: "Как же так, я стихотворение Маяковского ровно десять минут учил? Математика идет утром очень легко, запоминаешь тоже быстро".
. Ребята занимались по такому режиму целый год, стали хорошо учиться, и здоровье их улучшилось. Словом, утренние занятия пошли на пользу. Об этой системе поведали другим школьникам. Некоторое время спустя стали приходить отчеты об опыте. Все-таки это очень интересно - экспериментировать с самим собой!
  "Вначале было страшновато: а вдруг просплю и пойду в школу с невыученным заданием? Но все-таки, несмотря на то, что учебный год подходил к концу, я начала жить по новому режиму. И теперь об этом не жалею.
  Встал вопрос: как не проспать подъем? Но все получилось лучше, чем я ожидала. Вначале я просыпалась лишь по звонку будильника, а потом и без него. Ровно в 5.30 уже на ногах!
  Сначала я теряла много времени попусту. Потом дела пошли на лад. Я действительно выучивала стихи буквально за 10 минут, параграф запоминала после одного прочтения. Результаты, как и ожидалось, отличные. Я перешла в 8-й класс с хорошими! оценками.
  Вот уже прошла первая четверть нового учебного года. Я продолжаю жить по режиму Сухомлинского.
  До свидания. Учение с увлечением!
" (Мария Копач, г. Инта, Коми АССР.)
  "Я занимаюсь по системе Сухомлинского неделю. Уроки теперь делать значительно легче. Советую всем, кто переходит на систему Сухомлинского, делать пусть короткую, но энергичную утреннюю зарядку. Времени, отведенного мной на уроки, хватает, даже остается. 1,5 часа вместо 3-4! Свободное время я провожу в основном над книгами. Самое трудное было - научиться быстро засыпать. А то вечером лежишь без сна, а потом "клюешь носом". Я сагитировал и моего друга Вову Злобина, и мы теперь занимаемся так вдвоем, хотя и по отдельности. Остальные ребята подшучивают. Но уверен, в будущем году "утренников" будет гораздо больше!" (В. С.)
  Итак, "утренник" - это не праздник в школе. "Утренник" - это человек, который делает уроки утром...
  Вот еще письма от "утренников" и "утренниц":
  "До этого я всегда делала уроки очень долго и томительно, всегда ужасно уставала. Никогда не оставалось времени на любимые занятия. Никогда я не выходила за пределы учебника.
  Но вот я прочитала о совете Сухомлинского. Я решила испытать свою волю. Два дня вставать не хотелось, и вместо того, чтобы вникать в условие задачи или в содержание параграфа, я высчитывала, сколько минут мне бы осталось поспать, но я не сдалась - попробовала раз, другой, третий, никаких .сдвигов. Я снова стала делать уроки днем. Но вот задали нам решить дома очень трудную задачу. Сколько я ни билась - решить не могла. И я решила еще раз сделать ее утром.
  Встала в 6 часов утра. Умылась, убрала свою постель и стала решать задачу. Я не думала ни о чем, кроме задачи, и решила ее за 30 минут. А вечером я ее решала примерно 2 часа. С тех пор я встаю в 5 часов утра и делаю уроки, а днем я читаю, гуляю, записалась в спортивную секцию. Вот как помог мне совет Василия Александровича!
" (Люда Сазонова, г. Красноярск.)
  "Я учусь в 5-м классе и занимаюсь в балетной школе. В общем, дел хватает. Часто я пропускала занятия в балетной школе из-за большого количества уроков, заданных в школе. А когда узнала об этом способе, я так обрадовалась, что и передать нельзя.
  Теперь я прихожу из школы, немного гуляю, потом иду В'балетную школу. Утром просыпаюсь в 5 часов и превосходно делаю уроки. Теперь я хорошо стала заниматься и в общеобразовательной школе, и в балетной. Огромное вам спасибо
" (Ольга Егорова, г. Куйбышев.)
  "Решил я провести этот "опасный" эксперимент. Для меня он не опасен, так как я учусь во вторую смену. Но, встав сегодня в 6 утра, я с 6.30 начал делать уроки по трем предметам и сделал... за 40 минут против 1,5 часа. Я вот что могу сказать по этому поводу. Вряд ли здесь особенную роль играет то, что утром человек лучше запоминает, то есть что утром мозг работает лучше. Дело, видимо, в том, что утром легче сконцентрировать внимание на чем-то одном.
Постараюсь вести далее своего рода дневник, куда буду заносить все те данные, которые появятся
" (Николай Жернаков, с. Наровчат, Пензенской области).
  "Я решила попробовать делать уроки утром. Начала я на следующий день. За все время проведения этого опыта я ни разу не проспала. Вставала я около шести, иногда в полседьмого. Но утром я делала не только уроки, я занималась и другими делами. Всего у меня на уроки уходило минут сорок. Зато днем у меня было много свободного времени. И успеваемость повысилась. Опыт я проводила с 29 апреля, а сейчас уже 14 мая. Но вообще-то я не считаю, что у меня есть сила воли или твердый характер. Просто я привыкла делать так, как захочу. А когда делаешь то, что хочешь, и жить интересно" (Альбина Эрбис, д. Большая Чёнчерь, Тюменской области).

Комментариев нет: