четверг, 20 декабря 2007 г.

Ameno!

Dori me
Interimo adapare dori me
Ameno ameno latire
Latiremo
Dori me
...
  В музыке Era используется традиция грегорианских хоралов. Песнопения исполняются на выдуманном языке, близком к латыни, хотя в некоторых композициях есть вставки на английском языке. По утверждению Эрика Леви, смысл песен группы связан с его восприятием традиций катаров XIII века. Кто же такие эти катары? Читаем!

Вероучение катаров.

Введение
  В XII-XIII веках на юге Франции и северо-западе Италии существовала еретическая церковь катаров, или альбигойцев. Термин «катары» происходит от греческого «чистые» или «совершенные», а альбигойцы происходит от названия города Альби на юге Франции. Некоторые историки называют катарами вообще последователей всех сходных с ними ересей Европы того времени, а альбигойцами – еретиков только юга Франции.
  В конце XII векапапский престол занял молодой и энергичный Иннокентий III, который пытался действовать на еретиков увещеваниями и посылал миссионеров, среди которых был и Доминик де Гусман, будущий основатель монашеского Ордена Проповедников или Доминиканцев. Тем не менее, проповедь не принесла желаемого результата, и еретики не вернулись в лоно католической церкви.
  Основную силу, с течением времени, катарская ересь приобрела в Тулузском графстве, хотя была распространена на всем юге и вообще в Западной Европе. На севере Франции близость к короне и большая бедность населения не позволяла ереси так широко распространяться.
  В 1208 году был убит папский легат. Иннокентий III объявил о Крестовом Походе против катаров. Это первый подобный случай за всю историю церкви, так как до этого времени Крестовые Походы объявлялись только за освобождением Гроба Господня. На Тулузу, по разным источникам, шло от 20 до 30 тысяч рыцарей. Войском командовали аббат монастыря Сито – Арно-Амальрик и граф Симон де Монфор.
  Когда крестоносцы подошли к стенам города Безье, начался штурм. Арно-Амальрика спросили, как отличить верных от неверных, и он произнес: «Убивайте их всех, Господь узнает своих!»
  Ж. Мадоль пишет, что до Крестового похода и Альбигойских войн Юг Франции считался фьефом, зависящим от Французской Короны и Арагонских королей. В результате этого похода юг Франции стал более зависим от Французской Короны, а также была создана Святая Инквизиция (Следственный орган церкви, допускавший в своих расследованиях пытки. Первоначально создавался для расследования дел, связанных с еретиками, а позже начал заниматься делами ведьм)).
  Весьма объемный труд Н. Осокина повествует и о ереси катаров, и о её предшественницах, и о тех проблемах, которые стояли перед еретиками. Книга рассказывает о катарах многое из того, что мы узнали, и её помощь в работе достаточно велика. Хотя первое издание этой книги вышло ещё в 1869 году, она и по сей день остается самым объемным трудом, посвященным катарам, на русском языке.
  Книга Л.Н. Карсавина (1912 год) рассказывает не только о ереси катаров, но и вообще обо всех ересях Западной Европы в то время. Правда, центром действия в книге избрана Италия, а не Франция, как в нашей работе. Из всех изученных нами источников самым лучшим в смысле теологических изысканий катаров (проблема зла и т. п.) оказался этот.
  Книга Жака Мадоля «Альбигойская драма и судьбы Франции» (французское издание – 1961), хотя и не содержит точных сведений о структуре ереси, но прекрасно демонстрирует социальные условия как юга, так и севера Франции, показывает, почему ересь распространялась больше на юге, нежели на севере.
  А. Мейкок, автор книги «История Инквизиции», упоминает о еретиках вообще и о катарах в частности, когда говорит о причинах возникновения инквизиции, и это занимает значительную часть его работы, чем мы и воспользовались при подготовке материала.

Катарское вероучение.
  История не сохранила источников от катаров, и об их учении мы можем судить лишь по записям инквизиторов.
  Достоверно известно, что еретики придерживались дуалистических представлений о мире. Центральным вопросом, на который пытались ответить катары, была проблема зла.
  Проблему зла можно выразить одним вопросом: «Откуда в мире зло?». Для христиан Бог – добрый и всемогущий. Кроме того у христиан Бог – творец мира одновременно является его искупителем, освобождающим мир от власти зла, то есть он не мог создать зло. В этой концепции основная сложность – откуда зло взялось. Естественно, что ортодоксальная церковь и еретики отвечали на этот вопрос по-разному.
  Ортодоксальная церковь учит, что исходно, когда Бог создал мир, то мир был благим, то есть Бог не создавал зла. Зло произошло в результате грехопадения одного из ангелов – Люцифера – который тоже исходно был добрым творением Бога, но по своей воле стал злым. Всё равно остается вопрос, почему Бог создал мир, где по крайней мере возможно зло. Наиболее распространенным ответом на этот вопрос является ответ Августина – что зло представляет собой ничто, небытие – в смысле ущерба, недостатка бытия.
  Катары решали этот вопрос иначе. Они разделяли Бога, ответственного за добро и Бога, ответственного за зло, а также Бога - творца материального мира и Бога - творца мира духовного и искупителя душ.
  Ответ катаров на проблему злом состоит в том, что человеческая душа считалась «не от мира сего» и катары понимали и принимали душу как добро, считали что душа священна. Плоть же постоянно требует удовлетворения своих прихотей. В то время, как душа человека обращена к прекрасному, плоть его смотрит на землю, поэтому катары считали плоть наказанием или злом. Ортодоксальная же церковь понимает жизнь на земле (существование во плоти) как подготовку к раю, и не считает плоть однозначным злом.
  Катары верили, что изначально существовало два Бога – Добрый и Злой. Добрый Бог создал священные души, свободные от грехов, а сын Злого Бога (в нек. источниках – Дьявол или Люцифер) создал грешные тела – темницы для священных душ. Задача Доброго бога состоит в освобождении священных душ. Ветхозаветный Бог – это злой Бог, он борется против освобождения священных душ и посылает своих пророков, главный из которых – Моисей. А светлый бог посылает Иисуса, вошедшего в наш мир через ухо Девы Марии и возвестившего истину. Однако Христос был ангелом, а видима нам была лишь его эфирная оболочка, то есть Иисус не ел, не пил и не страдал, в отличие от ортодоксальных христианских взглядов, из которых следует, что Иисус соединял в себе ангела и человека.(1,702) Победив орудие темных сил – Иоанна Крестителя, Иисус с помощью “Consolamentum” позволил бессмертным душам очиститься. Те же, кто были лишены этой возможности при жизни, получат её в раю, то есть умерший сможет очиститься и после смерти.

Устройство катарской церкви.
  Члены секты делились на 2 группы. Собственно катарами (более часто в среде еретиков употреблялся термин "Perfecti" или "Совершенные") назывались лишь те еретики, которые прошли обряд «Consolamentum» или «Утешение». В процессе этого обряда еретик получал Святого Духа рукоположением и крестился светом, который, как верили катары очищает, в отличие от воды, так как вода принадлежит материальному миру, то есть она несет в себе зло, а свет идет от Бога и несёт в себе добро. (6) После совершения обряда он становился истинным катаром и не мог употреблять в пищу тела животных (кроме рыб, которые, как считалось, размножаются бесполо и не создают новые материальные тела – тюрьмы для священных душ) и вступать в брак, так как в таком случае перфект создавал бы новые материальные тела для заключения священных душ, а это – тяжкий грех(1). Еретик обязан был вести святую жизнь, потому что малейший грех лишал его святости по одним предположениям навсегда, по другим – на срок данного земного существования, что ещё раз подчеркивает, что катары верили в переселение душ.(1, 702) При этом человек морально падал в глазах других и становился «слугой Дьявола».
  До «Утешения» еретик считался «Верующим»(«Credens») и не обязан был выполнять эти правила. Впрочем, “Consolamentum” можно было принимать и на смертном одре, то есть в жизни человек грешил, а перед смертью – очистился. В случае если человек при продолжительной болезни принимал “Consolamentum”, а потом не умирал, то он мог устроить себе насильственную смерть (например, с помощью голодовки), чтобы оказаться в раю, где не будет плотских соблазнов, и это называлось “Endura”.
  После “Consolamentum” катары получали право проповедовать. Проповедники передвигались парами, обычно мужчина и женщина. Они носили черные одежды, всегда брали с собой Евангелие от Иоанна, которое почитали выше других Евангелий. Они вели крайне аскетический образ жизни, отказывались от употребления мясной пищи, так как верили в переселение душ, а также в то, что тела – темницы для священных душ, то есть, лишив душу материальной оболочки, они лишили бы её и возможности возродиться. А это считалось у них тяжким грехом. Судя по всему, миссионеры жили на подаяние, а в то время, когда не занимались миссионерством жили в особых домах раздельно (женщины и мужчины). (6)
  Церковь управлялась так: во главе стоял епископ, ниже – его «сыновья» – filius major иfilius minor, из которых старший потом заступает на его место, ниже стоят «диаконы», также являющиеся «перфектами». После того, как старший сын стал епископом, младший становится старшим, а «диаконы» из своей общины выбирают младшего. Однако под церковью понимают совершенных (катаров), прошедших «Утешение». Все остальные стоят лишь на пороге церкви и не обязаны вести аскетический образ жизни. (1)
Сравнение с ортодоксальным вероучением.
  Таким образом, в отличие от ортодоксальной христианской церкви, катары и их церковь:
    1. Отрицали крещение водой, но признавали крещение светом; (1,702)
    2. Отрицали крест, как символ (ведь на кресте был распят Иисус Христос, то есть это орудие зла);(1)
    3. Считали, что Иисус Христос был ангелом, а на Земле был нематериален;(1, 702)
    4. Верили в переселение и воскресение душ; (ортодоксальная церковь верила в воскресение тел)(6)
    5. Жили только за счет подаяний, не имели земель и монастырей; (7)
    6. Отрицали половые контакты полностью, даже в браке (в то время, как Церковь рассматривала брак, как одно из таинств.) (1, 702)
    7. Вели крайне аскетический образ жизни (хотя в христианстве и существуют посты, однако они имеют ограниченную длительность, и мясо в пищу употреблять можно в скоромные дни, у катаров – никогда). (1, 701)

Отношение катаров к христианской церкви.
  Катары отрицательно относились к ортодоксальной церкви, так как церковь занимала положительную позицию по отношению к жизни, а катарское вероучение считало жизнь – злом. Также церковь подвергалась критике за то, что сама не выполняла свои требования (например, существовали монахи-развратники). Несмотря на все это, катары многое взяли у ортодоксальной церкви: некоторые элементы таинств, задача проповеди и, естественно, аскетизм, хотя у катаров он гораздо сильнее выражен. К тому же, ересь и ортодоксия пользовались одним источником – Евангелие.
Другие ереси.
  Катары были связаны с богомилами, учение которых образовалось в Болгарии в X в. Учения богомилов и катаров были похожи по своим признакам: дуализму и антиклерикализму.
    Дуализм – это учение о двух началах, добром и злом, где под добрым понимается душа человека, а под злым – его плоть.
    Антиклерикализм –враждебность по отношению к церкви и духовенству.
  Различия учений богомилов и катаров состоят в терминологии. (Например, у богомилов существуют такие названия для хорошего и плохого богов, как Белобог и Чернобог, а у катаров их нет) (6, 117)
  Предполагают, что обе ереси произошли от действовавшей во II-III веках на Востоке ереси манихеев. Манихеи были основоположниками дуалистических учений. Однако, в отличие от катаров и богомилов, основной состав манихеев составляла интеллигентная элита. Учение манихеев распространилось по Европе в виде некоторых других дуалистических ересей, и общие черты в ереси манихеев и катаров, безусловно, присутствуют. (Например, модель мира, согласно которой душа – добро и создана добрым богом, а плоть – зло и создана злым ветхозаветным богом.) (6, 99-103)
  Есть также некоторое сходство ереси катаров с вальденсами, действовавшими в то же самое время и в тех же местах.. Хотя ересь вальденсов и не дуалистическая, но она так же, как и катары, обращается к первичной, апостольской жизни и проповеди. Но, в отличие от катаров, вальденсы всегда пытались делать это внутри церкви. Сама же церковь им запрещала проповедовать (так как они были неучеными). Вероучение вальденсов гораздо меньше отличалось от ортодоксального, чем у катаров. В конце концов вальденсы стали одной из протестантских церквей, существующей и по сей день, например, в Италии.(1, 323-327; 5, 58-65)

Социальные условия.
  Учение катаров распространялось во всех слоях населения, так как и бедных, и богатых устраивало отсутствие у катаров церковных налогов (десятины). Катары, в отличие от монахов и священников ортодоксальной церкви, вели себя как апостолы. Простота религии (главные акты культа – молитва, благословение Совершенными хлеба, который «получает в 100 раз более живительную силу», ежемесячная исповедь и торжественный “Consolamentum”) тоже была на руку катарской церкви.(1,702) Названия таинств и язык, на котором читались молитвы, были местными, что ставило катарскую церковь ближе к народу, чем католическую с её латынью.
  Следует заметить, что идеал апостольской жизни был характерен не только для катаров, но и для других религиозных групп, по своим взглядам почти неотличимых от ортодоксальной церкви (например, тех же вальденсов), и даже для некоторых течений внутри самой церкви (нищенствующие ордена.)
  Карсавин пишет о том, что в средневековье человек часто чувствовал себя изгнанником в том мире, в котором он живет. Он чувствовал, что по своей природе принадлежит к более гармоничному миру, и, таким образом, проблема состоит в возможности попасть в этот совершенный мир. Эта идея – идея спасения души – господствовала во всем Средневековье. Из нее логически следовал аскетизм – для отрешения от плоти, которая, как многие считали, является орудием Дьявола. Аскетический пример вызывал уважение и восторг со стороны простых людей. Аскетически-дуалистическое настроение и мирочувствование являлись самыми распространенными, и они же, по словам Карсавина, заставляли человека с опаской глядеть на мир и отворачиваться от его красоты. У катаров эти тенденции лишь более выражены, чем у других ересей.

Национальный характер ереси.
  До альбигойских войн юг, и, в частности, графство Тулузское, как его центр, представлял из себя богатую и процветающую страну со множеством торговых путей, по которым, безусловно, двигались не только люди, везущие какие-то товары, но и люди, везущие философские идеи, такие, например, как идеи манихейства. Юг был весьма богат и почти ни от кого не зависел – лишь формально он был зависим от Французской короны, на деле же эта зависимость стала ощутимой лишь во второй половине XIII века.
  Поэтому неудивительно, что люди сопротивлялись крестоносцам так сильно – ведь они защищали свой родной, к тому же процветавший незадолго до начала Крестового Похода, дом. И неудивительно также, что именно здесь расцветает катаризм – ведь эта церковь не зависела от Рима, то есть принимая её, Юг остается свободным. Таким образом, воины, сражавшиеся на стороне еретиков, защищали не только и не столько свои убеждения, но свой родной дом. Однако всё нельзя объяснять национальными причинами, так как ересь была очень сильна, например, в Италии, где ничего подобного (в смысле противоборства Севера государства с Югом) не наблюдалось.(4,23-73)
Выводы:
  Катаров с ортодоксальной церковью сближает то, что обе церкви активно используют Святое Писание; отличает отрицание таинств и креста. С другими ересями того времени катаров объединяют аскетизм и антиклерикализм, а со многими из них ещё и дуализм.
  Причинами распространения ереси катаров можно считать особые социальные условия в тех районах, где ересь была распространена особенно широко (богатый южный край, не желающий чувствовать над собой церковной власти); национальную неприязнь южан по отношению к северянам и людям из Рима; и, собственно, характерные черты ереси катаров, отличающие их от ортодоксальной церкви (более простое и понятное объяснение проблемы зла, более простые таинства, более достойное поведение и др.)


Литературные источники:



  1. Словарь Брокгауза и Ефрона. Статьи: Катары, Альбигойцы, Манихейство, Вальденсы, Богомилы, Инквизиция.

  2. Гумилев Л., «Русь и Великая степь», М., «Мысль», 1989.

  3. Карсавин Л.Н., «Очерки религиозной жизни в Италии в XII-XIII веках»,1912.

  4. Мадоль Ж., «Альбигойская драма и судьбы Франции», М., «Евразия», 2000.

  5. Мейкок А., «История инквизиции», М., «Олма-Пресс», 2002. 

  6. Осокин Н., «История альбигойцев и их времени», М., «Аст», 2000.

  7. Тоттон М., «История Церкви», М., 1995.

  8. Интернет издания:
    http://balkaria.narod.ru/raznoe/sksg2.htm
    http://www.langedok.narod.ru/madol/madol05.htm
    http://express.irk.ru/1000/religion/chr/eres/katar.htm

Комментариев нет: