вторник, 4 ноября 2008 г.

Два вектора научной этики

  Этика науки складывается из профессиональной этики и ее (как принято говорить сейчас) социального измерения - социальной ответственности ученого. В числе профессиональных норм - научная честность и добросовестность (не занимайся плагиатом, не фальсифицируй данные!), высокий профессионализм и бескорыстное служение истине. Профессиональные нормы формируются в ходе развития науки, и без них наука как система знания и научный институт, занимающийся производством знания, не могли бы функционировать.
  Сложнее обстоит дело с социальной ответственностью ученого. До второй половины ХХ столетия деятели науки были убеждены, что должно соблюдать только профессиональные этические нормы. Предполагалось, что научное знание само по себе является благом, и ученому достаточно добросовестно выполнять свою работу, не беспокоясь ни о чем другом: развитие науки автоматически обеспечивает общественный прогресс.
  Гром грянул в 1945 г. Взрывы бомб в Хиросиме и Нагасаки привели к радикальному изменению образа науки. Если до Хиросимы общество склонно было рассматривать ученых как непрактичных и рассеянных мечтателей, мало что смыслящих в житейских делах и пребывающих в "башне из слоновой кости", то после этого трагического события образ ученого претерпел радикальное изменение. Оказалось, что "рассеянные профессора" на самом деле являются могущественными волшебниками.


Мамчур Е.А. "Физика и Этика"

Комментариев нет: