Авторитарный аспект христианства
С точки зрения психолога Эриха Фромма, авторитарные и гуманистические элементы можно найти и внутри одной и той же религии. Традиционную христианскую религию он резко критикует за идолопоклонство, за авторитаризм, за то, что она в идеологической форме отражает ценности собственников и власть имущих и используется для поддержания и сохранения существующих социальных порядков.
В Новом Завете, безусловно, можно найти много нравственных ценностей, представляющих гуманистический аспект христианства. Но нельзя закрывать глаза и на его авторитарный аспект, направленный на поддержание устоев общества, в котором господствует угнетение и тирания, препятствующий осознанию людьми своего несправедливого положения, препятствующий как развитию отдельного человека, так и социальной структуры общества в целом.
Под влиянием определенных религиозных догматов происходит следующее.
Во-первых, с истинных виновников несправедливости снимается вся ответственность за их несправедливые деяния, ибо они якобы - "угодны Богу".
Во-вторых, человеку внушается заведомо ложная мысль, что Рабовладельческие, Феодальные или какие либо иные несправедливые законы - священны, ибо они от Бога. (Послание Иакова, гл. 4: стихи 11-12.).
В-третьих, ему внушаются заведомо ложные представления, что: "нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению". (Посл. к Римлянам, гл. 13: стихи 1-7.).
В-четвертых, человеку вообще запрещается думать на эти темы и на любые темы связанные с устройством мира. (Посл. к Колоссянам, гл. 2: стих 8; посл. 1-е к Коринфянам, гл. 2: стих 16).
Эти догматы действуют так, что ум и энергия человека вместо того, чтобы искать способы избавления от истинных причин его страданий, направляются в другое русло - безопасное для власть имущих и устоев созданного ими социального порядка. В итоге вся энергия пострадавшего направляется внутрь его и против него самого: на самоедство, мазохистское удовлетворение унижениями, борьбу с самим собой и мистическими псевдопричинами его несчастий, гасится страхом потери спасения души и, в конце концов, рассеивается в этом лабиринте. У человека отнимаются все средства для того, чтобы найти выход из этой западни.
В результате извращения многих понятий, внушения заведомо ложных сведений о мире человек оказывается абсолютно дезориентирован. И из-за ложных интерпретаций происходящего он не в состоянии понять пружины общества и поэтому лишен возможности найти реальный способ решения существующих проблем. Феномены дезориентации, мазохизма и хронического чувства вины, возникающие в христианском сознании, делают человека совершенно неспособным на борьбу с несправедливостью и, тем более, на мысли о каких-либо социальных преобразованиях. Люди становятся неспособными на осознание своих прав и защиту своих интересов. Для власть имущих этот аспект христианства всегда был необычайно ценным. Таким образом, христианская вера наряду с прививаемыми ею, безусловно, благородными качествами личности - милосердием, состраданием, честностью, коллективизмом и скромностью - делает человека совершенно беспомощным и беззащитным перед лицом тиранов и угнетателей. К сожалению, в истории цивилизации описанный психологический механизм сделал рабство - физическое и духовное - незыблемым на многие века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий