Неизвестный Че Гевара
Рискуя показаться смешным, хотел бы сказать, что истинным революционером движет великая любовь. Невозможно себе представить настоящего революционера, не испытывающего этого чувства.
Че Гевара
Тема Че Гевары волновала меня давно - еще в 1973 г. прочел изданные в "Воениздате" его "Эпизоды революционной войны". В те же годы мне запомнились футболки со знаменитым портретом, впервые увиденные на "продвинутых" московских студентках, которые лихо катались в них на горнолыжных трассах Домбая, - эта мода пришла к нам с Запада. До меня доходили слухи, что антибуржуазные левацкие выходки парижской молодежи с битьем витрин и поджогами автомобилей в 1968-м и практически одновременная с ними антисоветская Пражская весна, где молодежь тоже была в гуще событий, парадоксальным образом были объединены образом бунтаря в берете (об этом в СССР не писали).
Че Геваре много поэм и стихов посвятили советские поэты - Е. Долматовский, Е. Евтушенко, Я. Смеляков. И. Кобзон исполнял песню композитора В. Мигули на слова Н. Зиновьева "Памяти Че Гевары". Наш Дмитро Павличко, когда еще был пламенным коммунистом, тоже написал свои откровенно конъюнктурные "вирши":
В тумані С'єрри танк стоїть,
Немов страшна примара.
Його гранатою підбив
Ернесто Че Гевара!
Но в целом в СССР о Че Геваре писали скупо-уважительно, не делая из его имени культа. Явно не хватало аналитических публикаций. Чувствовалось, что публично критиковать на официальном уровне жизнь и взгляды сверхпопулярного в мире революционера команда сверху не поступала, но и пропаганда его взглядов не приветствовалась. А поэтическая романтизация образа революционного героя - дело совершенно иное.
В новейшее время я узнал, что в Лондоне и в "новорусской" Москве и других городах есть ночные клубы и рестораны под названием "Че Гевара". Что даже в солидной буржуазной Швейцарии выпускают часы с его портретом на циферблате (по этому факту возбуждено дело о нарушении авторских прав). Совсем не удивился я недавнему бредовому заявлению Олега Тягныбока, что Че Гевара якобы "учился тактике партизанской войны у УПА". После приписанных Тягныбоком аналогичных слов де Голлю удивляться не приходится.
Заходил на весьма любопытные сайты левых "геваристских" организациях в России и Украине, в которых новая генерация борцов за социальную справедливость изучает теорию революционной борьбы. И не только теорию: в полевых условиях, в военизированных лагерях они проходят "курс молодого бойца".
Вся эта обширная информация весьма существенно пополнила мой багаж, но образ Че Гевары по-прежнему казался сравнительно простым. В том смысле, каким должен быть прост человек действия. Человек, у которого нет времени и возможностей для занятий отвлеченными размышлениями. Че Гевара имел славу кристально чистого, самоотверженного "рыцаря без страха и упрека", неутомимого борца за свободу и счастье трудящихся всех стран.
У харизматичного революционного романтика, любимца масс, должны быть высокие идеалы, и они были. Че Гевара остался верен им до последнего вздоха. Но высокие идеи? Идеи - это абстракция, генерировать которую способны далеко не все. При всем уважении, например, к памяти Василия Ивановича Чапаева мой язык отказывается выговорить "идеи Чапаева"... Примерно так же странно для меня звучало и "идеи Че Гевары"...
Я очень ошибся. Прост был не Че Гевара, а мои представления о нем. Почти случайно я натолкнулся на материалы, которые малоизвестны даже среди почитателей легендарного команданте, - они позволили взглянуть на его личность под совершенно неожиданным углом. Однако прежде чем разъяснить причину изменения моих взглядов на место Че Гевары в истории, очень кратко вспомним вехи его короткой жизни.
Интернационалисты
Эрнесто Гевара Линч де ла Серна родился в 1928 г. в Аргентине в семье выходцев из Ирландии и Испании. В 1953-м он получил диплом врача, свое призвание видел в облегчении страданий людей. Осознание своего бессилия как врача перед лицом социальных недугов общества привело его к революции. Позже, отвечая на вопрос Евгения Евтушенко, почему он стал революционером, Гевара сказал: "Голод - вот что делает людей революционерами. Свой или чужой. Но когда его чувствуют, как свой".
В 1955 г. он знакомится с Фиделем Кастро и помогает ему совершить кубинскую революцию, показав себя при этом подлинным самородком в области тактики ведения партизанской войны. Тогда же он и получил прозвище "Че". Аргентинец Гевара обращался к кубинским соратникам, постоянно вставляя идиоматическое междометие "Че!", которое можно приблизительно перевести как "послушай!" Со временем это прозвище стало вторым именем, а в итоге вытеснило имя первое.
После победы революции (2 января 1959 г.) он последовательно назначается послом Кубы по особым поручениям, директором Национального банка (кубинские песо того времени подписаны лаконично - Che), министром промышленности. Посещает с официальными визитами многие страны, в том числе Советский Союз.
Во время вторжения кубинских эмигрантов на Плайя-Хирон (17 апреля 1961 г.) принимает самое активное участие в отражении агрессии. В дни Карибского кризиса в октябре 1962-го занимает крайне радикальную позицию, публично обвинив СССР в предательстве идеалов мировой революции. Наступившая затем условно мирная и размеренная жизнь была не для него. Отказавшись от кубинского гражданства, весной 1965 г. он отправляется в бельгийское Конго, где недавно был убит президент Патрис Лумумба, с целью поддержать его сторонников, но успеха не достиг. В ноябре 1966-го прибывает в Боливию, где пытается разжечь следующий этап латиноамериканской революции. Поэт Ярослав Смеляков так описал последний жизненный этап команданте:
Он был ответственным лицом отчизны небогатой
Министр с апостольским лицом и бородой пирата.
Ни в чем ему покоя нет, невесел этот опыт,
Он запер к черту кабинет и сам ушел в окопы.
Спускаясь с партизанских гор, дыша полночным жаром,
В чужой стране погиб майор Эрнесто Че Гевара.
Случилось это 9 октября 1967 г. Раненого Че Гевару захватили живым правительственные коммандос и после мучительных пыток расстреляли. Отрубленные пальцы рук как доказательства были отправлены их американским инструкторам из ЦРУ.
Несколько ранее (31 августа) погибла и боевой товарищ Че Гевары немка аргентинского происхождения Тамара Бунке Бидер, взявшая себе подпольный псевдоним Таня. Тамара-Таня родилась в 1937 году в Буэнос-Айресе в семье немецких коммунистов, бежавших в Аргентину от фашизма. В 1953-м после образования ГДР семья вернулась на родину, но Тамару неодолимо тянуло в Латинскую Америку. В 1960 г. она переехала на Кубу помогать революции. Знакомство и дружба с Че Геварой привели ее в Боливию, где она разделила его судьбу. Псевдоним Таня она взяла по примеру Зои Космодемьянской, которая на допросе у фашистов назвалась Таней.
Неожиданный команданте
Спустя четыре десятилетия после героической гибели команданте его образ в значительной мере растащен и "приватизирован" теми, кому это выгодно. Одни стали пошло делать на нем деньги, превратив лицо борца с капитализмом в коммерческий бренд водки. Особенно возмутителен случай, произошедший с Г. А. Зюгановым в октябре 2007-го в новосибирском клубе Guevara. Владелец клуба решил соригинальничать, назвав блюда предложенного гостю меню именами героев кубинской революции. Зюганов почему-то не отреагировал должным образом на этот гастрономический каннибализм. Зато советник по печати и культурным отношениям при посольстве Кубы в России Хеорхина Камачо Лейва, узнав об этом, объявила протест российским коммунистам.
Другие - т. н. антиглобалисты - прикрывают авторитетом Че Гевары свою деструктивную несостоятельность. Третьи - самые бескорыстные - не утруждая себя изучением реального жизненного пути команданте, полного лишений и страданий, слепо подражают герою революции как очередному поп-идолу массовой культуры. Им все равно, портрет какого аргентинца у них на футболке - Че Гевары или Диего Марадоны. По большому счету ничего неожиданного здесь нет: общество потребления всегда демонстрировало поразительную всеядность.
Меня удивила случайно встретившаяся фраза небезызвестного радио- и телеведущего, бывшего главного редактора российского "Плейбоя", музыкального рок-критика Артемия Троицкого: "Дано хорошее определение интеллигенции ("бескорыстные подвижники, сострадательные к слабым...") - но почему это явление уверенно полагается только русским? Вооружившись представленным диагнозом, нетрудно доказать, что главными интеллигентами нашего времени были немец Альберт Швейцер, аргентинец Че Гевара, швед Рауль Валленберг... Русский Андрей Сахаров вошел бы в первую десятку - равно как албанка мать Тереза и англичанин Бертран Рассел".
При всем моем позитивном отношении к памяти Гевары, я никак не ожидал встретить его имя в перечисленном ряду. Тем более в устах А. Троицкого, имеющего в моих глазах стойкую репутацию антисоветчика и даже циника: в свое время он глумливо и высокомерно-презрительно отзывался о пионерах-героях Великой Отечественной. Так почему тогда Троицкий бородача с нестриженными космами под беретом и автоматом в руках, коммуниста высшей пробы, поставил в один ряд с выдающимися гуманистами и пацифистами ХХ века?
На первый взгляд позиция Троицкого должна была быть близкой к взглядам модного писателя Виктора Пелевина: "Насколько я себе представляю, Че Гевара что-то вроде Шамиля Басаева, различается только идеология, которая их вдохновила". Странно, что Пелевин с его весьма обширной эрудицией это так "себе представляет". Ведь сам Че Гевара в отношении терроризма высказался однозначно: "Терроризм - негативная форма, которая никоим образом не дает желаемого результата и может побудить народ действовать против самого революционного движения".
Врач по образованию спасал раненых и больных, причем не только товарищей, но и пленных врагов, о чем есть многочисленные свидетельства. Ни о каких захватах в заложники мирного населения, тем более беременных женщин (Буденовск) и детей (Беслан) и речи быть не могло. Параллель с Басаевым кощунственна и недостойна пера порядочного автора. И тем не менее для зачисления в список между лютеранским теологом и врачом Швейцером и матерью Терезой нужны более весомые аргументы. И у Троицкого они были.
Дело в том, что Троицкий - сын крупнейшего специалиста по Латинской Америке, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института стран Латинской Америки РАН Кивы Львовича Майданника. Последний был лично знаком с Че Геварой. В 2006 г. он издал капитальный академический труд "Че Гевара и его эпохи". Незадолго до своей смерти, последовавшей в декабре 2006-го, Кива Львович издал наиболее полное на русском языке собрание трудов Че Гевары.
Троицкий, безусловно, был в курсе исследований отца, что позволило ему сделать столь смелое заявление о месте команданте Че в истории ХХ в. Даже краткое знакомство с трудом Майданника заставило меня совсем по-иному взглянуть на масштаб личности легендарного партизанского командира.
Известно, что Че Гевара имел репутацию книгочея - при малейшей передышке между боями его можно было увидеть за чтением книг. Помимо любимого им общедоступного Дж. Лондона, Че Гевара штудировал классиков марксизма-ленинизма, а также и таких непростых авторов, как И. Кант, Ж.-П. Сартр и того же Альберта Швейцера, известного своей "Этикой сострадания" со знаменитой фразой "благоговение перед жизнью".
Еще более удивительно то, что Че Гевара не только творчески усваивал прочитанное, но и при бешеном темпе своей жизни успевал вести регулярные литературные записи. Это своего рода "Философские тетради", которые до сих пор не изучены в полной мере. В двух собраниях сочинений Э. Гевары, изданных в 70-х годах на Кубе, опубликовано примерно 50% им написанного. Другая часть записей вошла в издание "для служебного пользования", выпущенное в 1967 г. И наконец наиболее личная - и наиболее полемичная (1965 - 1966 гг.) - часть наследства Че, хранившаяся в архиве, становится известной лишь теперь.
Поразительно: в первой половине 60-х годов на аграрной полуколониальной Кубе министр Че Гевара связывает с "математизацией экономики", с ее компьютеризацией решение "проклятой", как он выражается, проблемы обратной связи в управлении народным хозяйством. Будучи альтернативной рынку, компьютеризация экономики наряду с "новым человеком" должна была стать краеугольным камнем левого, коммунистического решения проблем человечества конца XX в. Че уделил этой проблеме больше внимания, чем любой политик 60-х годов.
Спустя десять лет после его гибели технологический и экономический прорыв в данной сфере изменил ситуацию в мире. Гевара оказался глубоко прав в своем предвидении важности, "абсолютной величины" этого феномена. Но вот "знак" перед этой величиной, историко-политический вектор информационной революции оказался обратным тому, которого ожидал и к которому стремился Че.
Победа консерваторов в странах "реального социализма" свела на нет возможности их самоподдерживающего развития. И микропроцессор (двигатель и символ новой экономики) вместо того чтобы расчистить путь к коммунизму или по крайней мере создать вокруг себя новое, "решающее" поле соревнования двух систем - был по существу монополизирован одной из них: капиталистической. Компьютер стал ключевым элементом материальной базы капитализма конца XX в. и главным орудием восстановления им своего безраздельного господства в мире. Потерю монополии на ядерное оружие в военно-технической сфере капитализм компенсировал монополией на компьютеризацию народного хозяйства. Последняя была пусть и не полная, но охватывающая довольно большой сегмент экономики, чтобы создать решающий перевес.
Пророческие мысли Че Гевары очень близки идеям выдающегося советского кибернетика академика АН УССР В. М. Глушкова, создателя Института кибернетики в Киеве. Нужно помнить, что родились они не в тиши лабораторий или на научных семинарах, а перерывах между боями, в лучшем случае между решением неотложных народнохозяйственных задач в условиях экономической блокады. Причем в голове человека, не имеющего соответствующего специального образования.
Че Гевара продолжает: "Коммунизм, не уделяющий должного внимания проблемам сознания, может быть методом распределения, но перестает быть революционной моралью". Таким образом, аналогом известной ленинской формулы для Че становится: "Коммунизм = новый человек + компьютеризация всей экономики".
Мне неизвестно, знал ли Че Гевара об идеях Глушкова и его единомышленников. Вполне возможно, поскольку кибернетика в СССР тогда широко пропагандировалась и популяризировалась.
Известно другое - Глушков пытался убедить А. Н. Косыгина в необходимости принятия программы создания Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Это было время накануне т. н. косыгинской реформы 1964 г. Глушкова поддержал вернувшийся в Киев из США (туда он был вывезен ребенком) известный экономист В. И. Терещенко.
В 1971 г. я слушать его лекции в харьковском Центральном лектории об американских методах управления персоналом. Но в печати резко "против" выступил харьковский экономист Е. Г. Либерман, рыночно-социалистические идеи которого конкурировали с "кибер-коммунистическими" идеями Глушкова. Косыгин колебался в выборе курса. Глушков требовал под свой проект финансирования на уровне ядерных и космических программ, а отдачу обещал не ранее 10 лет. Он не "догонял Америку", а работал на опережение и дальнюю перспективу. Либерман же не требовал финансирования вообще, а отдачу обещал через считанные месяцы.
Как известно, в основание косыгинской реформы была принята концепция Либермана. Также известно, что реформу 1964 г. тихо "свернули", формально от нее не отказываясь. Страна постепенно теряла темпы развития, и хотя оно никогда не останавливалось до конца, кое-кому до сих пор выгодно называть наступившее время "застоем". Но кто знает, что грандиозные идеи Глушкова были подхвачены в революционной Латинской Америке?!
Социалист Сальвадор Альенде, победив на президентских выборах в Чили 1970 г., смог найти в бедной казне своего государства немалые деньги, чтобы нанять команду английских ученых под руководством Стаффорда Бира - живого классика кибернетики и человека левых убеждений - для реализации идей Глушкова. Выдающийся эксперимент был оборван фашистским переворотом Пиночета в сентябре 1973 г.
После гибели Сальвадора Альенде изумленные американские инструкторы чилийских заговорщиков обнаружили в полуразрушенном президентском дворце La Moneda построенный в футурологическом стиле центральный пульт электронной системы, которую The Guardian в номере от 8 сентября 2003 г. назвала "социалистическим интернетом". Не повлиял ли авторитет Че Гевары на принятие Сальвадором Альенде столь нестандартного государственного решения? Че Гевара-мыслитель пророчески предупреждал о величайшей опасности для дела окончательного освобождения человечества "бюрократического и технократического перерождения" советской модели социализма: "Контрреволюционером является всякий, кто, используя свое влияние, имеет то, что не имеет народ... Все, кто разглагольствуя о революции, нарушает ее мораль, не только потенциальные предатели революции, но и худшие ее очернители". Не о "прорабах" ли грядущей "катастройки" (А. Зиновьев) сказано?
"Живя в реальном мире, стремись к невероятному". Че Гевара
Десять лет назад, во времена Ельцина, Майданник писал: "Ведь не зря же, когда одного молодого кубинца спросили, что такое коммунизм, он ответил: "Это когда все будут такими же, как Че". Латинская Америка, несмотря на огромное расстояние в километрах, гораздо ближе нам, чем статичная Европа. Недаром либеральные публицисты чуть что начинают поминать Украину или Россию как банановые республики.
Нельзя, конечно, с точностью до миллиметра переносить латиноамериканский опыт на нашу, неприспособленную для бананов почву. Но если и мы, и они будем сидеть сложа руки, то "всех нас будет ожидать одна ночь". Ночь нового мирового порядка, уже сгустившаяся над нашей страной". Сейчас Россия уже выходит из того постперестроечного оцепенения, а мы?
Майданник продолжает: "Имидж Гевары был уникален при его жизни и остается таковым сегодня после цунами разоблачений и разочарований конца 80-х - начала 90-х годов, которые нисколько его не затронули. Че, конечно же, был в известной степени утопистом, и его излюбленная идея формирования "нового человека", чье мировоззрение зиждилось бы на морально-этических нормах и марксистских принципах, не могла осуществиться, как ему хотелось, в течение жизни одного-двух поколений.
Однако без этого возвышенного стремления к совершенному Человеку, к идеальному обществу, к тому, что христиане называют царством небесным на земле, теряется смысл существования самого человеческого рода. И пока лучший мир добра и света не создан, пока остаются на планете несправедливость, нищета, ложь и угнетение, до тех пор будут и должны появляться на ней такие самоотверженные борцы за счастье людей, как команданте Эрнесто Че Гевара - человек, чья недолгая, но яркая жизнь была одним душевным порывом".
P.S. Информация мировых СМИ от 01.10.07. Кубинские хирурги бесплатно прооперировали бывшего сержанта спецподразделения боливийских ВС Марио Терана - убийцу кубинского революционера Эрнесто Че Гевары. Операция состоялась в больнице Санта Круз, которую Боливия получила в подарок от Кубы после победы на президентских выборах леворадикального боливийского политика Эво Моралеса. По данным кубинских СМИ, пожилой пациент хорошо перенес хирургическое вмешательство и может снова видеть. Письмо с благодарностью в адрес правительства Кубы было опубликовано кубинскими газетами по просьбе одного из сыновей отставного военного. Несмотря на затяжной экономический кризис, кубинская медицина по-прежнему занимает лидирующие позиции в Южной Америке. Сейчас инициированные кубинским правительством благотворительные программы по оказанию медицинской помощи малоимущим действуют на территории нескольких латиноамериканских государств, включая Боливию и Венесуэлу.
Ровно 40 лет назад Марио Теран участвовал в операции по уничтожению отряда Че Гевары в горах на востоке Боливии. После нескольких недель боев 9 октября 1967 г. раненый Че Гевара был захвачен в плен. На следующий день, по приказу руководителей операции Ренре Барриентоса и Альфредо Овандо, революционер был расстрелян. По рассказам участников событий, боливийские солдаты долго спорили, кому из них прикончить знаменитого пленника. Это было одновременно и "почетно", и опасно. В конце концов спор был разрешен с помощью жребия, который выпал сержанту Терану.
Александр СМИРНОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий