На прошлой неделе страна отметила 85-ую годовщину со дня смерти В.И.Ленина. Сказать, что отметила по-разному - значит, ничего не сказать.
Есть в нашей стране отдельные группы, продолжающие борьбу с Советским Союзом не на жизнь, а на смерть. СССР давно нет, но для них он по-прежнему существует в многочисленных российских проявлениях. Замаскированный "совок" живет в лифте, в паспортном столе и в магазине. Потому что "разрушили культуру". За нее, кстати, упорно принимают "чего изволите-с" с глубоким поклоном.
"Совок" тем более опасен, что он все время возвращается. В аресте Ходорковского. Теленовостях, нацпроектах, югоосетинском конфликте и неподобающем тоне в разговорах с Западом. С "тоном" ситуация не лучше, чем с культурой.
Не было бы такого емкого понятия, как "совок", с чем боролись бы эти люди? Ведь как ни удивительно - просто с Россией.
В истории страны существует ряд дат, вызывающих особый гнев у этой аудитории. Ко Дню Победы появляются статьи о Гитлере, который мог бы освободить нас от Сталина. В дни рождения и годовщины смерти Ленина пишут о необходимости перезахоронения "кровавого палача и тирана".
Парадоксальный вывод из размаха этих кампаний: Ленин жив. И по-прежнему очень беспокоит "либералов", "демократов", "рыночников", "западников", "белогвардейцев". Беспокоит как символ, который нужно уничтожить. И хорошо бы были другие символы, возник бы диалог. Но хруст французской булки в "России, которую мы потеряли" связан с 80 процентами неграмотного крестьянства, о которых Бунин высказывался: "Хозяйство мужицкое как следует вести не умеют. Бабы всю жизнь пекут плохой хлеб... На Бога надеются и ленятся. Нет потребности улучшать свою жизнь. Кое-как живут в дикарской беспечности. Как чуть боженька не уродил хлеб - голод..."
И немудрено ведь оказаться не барином в кафе с круассаном, а услужливым до раболепия официантом: "Чего господа изволят-с"? Или в голодной деревне. Шансов куда больше.
Либеральная идея "возвращения в мировую цивилизацию" провалилась по вине самой мировой цивилизации. Нас там, оказывается, не ждали. Уничтожение символов идет само по себе. А символы связывают воедино историю страны.
Не бывает государства без истории. Непрерывная борьба с прошлым означает только одно: борьбу со своей страной. И потому Ивана, родства не помнящего, с Россией объединяет только имя. Да и то он будет от такой связи открещиваться: "тюрьма народов", "тоталитаризм", "стыдно быть русским".
Не даром в 90-е философ-эмигрант Александр Зиновьев с горечью сказал: "Целились в коммунизм, а попали в Россию". Тогда этого не понимали, но сейчас-то уже ясно: никакой другой России у нас просто не было.
Пена сойдет, а Ленин остается великим историческим деятелем. Которого западный писатель и ученый Артур Кларк ставил в один ряд с такими фигурами, как Колумб, Леонардо, Эйнштейн, Ньютон, Вашингтон.
Это история нашей страны. Ее нетрудно добить, но кто даст нам другую?
вторник, 27 января 2009 г.
Ленин, или Другая история другой России
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий