Купив продукт "1С: Бухгалтерия 8" или "1С: Бухгалтерия 7.7", вы можете столкнуться с неожиданными расходами, о которых и не подозревали в момент покупки. Сложившуюся ситуацию комментируют представители компании-производителя и независимые эксперты.
Бухгалтер просит помощи
В редакцию журнала "Расчет" обратилась главный бухгалтер одной крупной столичной компании, пожелавшая остаться неназванной. Она поведала нам свою невеселую историю: "Полгода назад я приобрела у франчайзи 1С последнюю - восьмую - версию бухгалтерской программы. Когда я заключала договор с компанией, меня предупредили, что бесплатные обновления возможны только в течение полугода, после чего мне нужно будет заключить договор на информационно-технологическое сопровождение (ИТС). В его рамках компания 1С обязана высылать мне диски с обновлениями к программе. Однако вскоре выяснилось, что по окончании срока бесплатного обслуживания установить эти диски самостоятельно я могу только в том случае, если базовые настройки программы не изменялись. Но я не знаю ни одного бухгалтера, который бы не подстраивал 1С под себя - естественно, изменяя и настройки. Таким образом, для того, чтобы обновить программу, мне придется обращаться к специалистам из компании-франчайзи, у которых я и покупала свою программу. На мой вполне резонный вопрос - нельзя ли мне обойтись без ИТС, раз уж за обновлениями я все равно обращаюсь к франчайзи, мне ответили, что нельзя. Оказывается, франчайзи запрещено обслуживать те компании, которые не заключили договор на ИТС - за это 1С их штрафует. В итоге мне приходится платить 9 тысяч рублей в год за ИТС и каждый раз оплачивать услуги системщика, который приходит ко мне ставить обновления. А диски, предоставленные мне по договору ИТС, понемногу копятся у меня на полке, и что с ними делать, я не знаю. Подскажите - правомерны ли действия компании 1С, которая, по сути, навязывает мне лишние услуги?!". Заключительная фраза этого письма положила начало нашему маленькому расследованию.
Всевидящее око 1С
Мы обратились в одну из компаний-франчайзи 1С. Там нам подтвердили информацию о том, что их специалистам запрещено обслуживать компании, которые не заключили договор на ИТС с 1С. "Это касается только самых последних версий программ - комплексной и восьмерки. На все остальные программы такой запрет не распространяется", - сообщила представительница франчайзи. Почему 1С выбрала такую тактику, сотрудница объяснить не смогла, посоветовав обратиться непосредственно в главный офис. Так мы и сделали.
Как сообщили редакции в фирме 1С, действительно, программы "1С: Предприятия" версии 8 и комплексные продукты версии 7.7 обновляются только в рамках информационно-технологического сопровождения (ИТС) и партнеры 1С не имеют права обслуживать клиентов, не оформивших на него подписку. Подписка в течение первого полугодия (года в случае 7.7) - бесплатна, а после этого срока пользователь может выбрать наиболее подходящий ему вариант ИТС в зависимости от объема интересующего материала и, соответственно, стоимости. Все условия вышеупомянутых продуктов указаны в лицензионных документах, входящих в поставки, и оговариваются при приобретении или заключении договора с партнером на сопровождение, равно как и то, будут дополнительные услуги партнера, например, по обновлению измененных конфигураций, платными или нет. При этом надо отметить, что продукты версии 7.7, кроме комплексных, а также базовая версия "1С: Бухгалтерии 8" при этом по-прежнему могут быть обновлены бесплатно - самостоятельно через Интернет или через партнеров 1С.
На наш вопрос, что же делать с дисками, которые копятся у бухгалтеров, наши собеседники ответили с обезоруживающей прямотой: "Если хотите - выбрасывайте". Впрочем, они добавили, что на дисках, помимо обновлений, находится масса полезной информации: советы бухгалтерам, новости налогообложения и т. д. То есть по сути то же самое, что любой бухгалтер ищет в "Гаранте" или "Консультанте", но они являются специализированными программами, поэтому никакого смысла в том, чтобы использовать вместо них диски ИТС, попросту нет.
Все в рамках закона
Придется огорчить специалистов по учету: в действиях компании 1С действительно нет ничего противозаконного. По словам эксперта отдела развития бизнеса аудиторско-консалтинговой группы АРНИ Валерии Королевой, обновления - это точно такой же программный продукт, который можно продавать. "Если в компании есть IT-отдел, то его специалисты вполне могут справиться с установкой обновлений с диска даже в том случае, если базовые настройки были изменены. И тогда компании не придется обращаться к франчайзи и платить лишние деньги. А запрещая своим партнерам устанавливать обновления без договора на ИТС, компания 1С просто пытается защитить свои права на интеллектуальную собственность. Такое поведение разработчика ПО - это исключительно стремление работать по международным цивилизованным правилам. Странно не то, что компания начала требовать заключения договора на ИТС - странно то, что она не стала делать этого раньше", - считает Королева.
понедельник, 25 августа 2008 г.
Как 1С зарабатывает на бухгалтерах
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий