Чавес наступает
Президент Венесуэлы Уго Чавес повел наступление на еще одну отрасль экономики, находящуюся в руках иностранного частного капитала. Вслед за нефтью, сталью и финансами объектом внимания экспансивного лидера стало производство цемента. Из трех зарубежных компаний, работающих на венесуэльском рынке, двум удалось договориться полюбовно, а вот третья - мексиканская Cemex - вступила в открытый конфликт с руководством страны. В итоге к разрешению конфликта может подключиться арбитраж Всемирного банка.
18 августа венесуэльское правительство приступило к конкретным мерам по национализации цементной индустрии. Разочаровавшись в попытках достичь соглашения по цене активов, ночью чиновники под охраной автоматчиков Национальной гвардии явились в офисы и на заводы группы Cemex по всей стране. Имущество компании было описано, и мексиканцы потеряли над ним всякий контроль. Правила теперь устанавливают власти Венесуэлы.
Уго Чавес добивался этого с апреля. Именно он объявил, что национализация цементных производств "должна начаться немедленно". Президент Венесуэлы сделал промышленникам "предложение, от которого они не смогут отказаться", пообещав иностранным участникам рынка "честную компенсацию" за переданные в казну предприятия. Некоторое время поторговавшись, европейские производители - французская компания Lafarge и швейцарская Holcim - решили до конфликта не доводить и без шума и пыли продать свои активы по объявленной государством цене.
Другое дело - Cemex. В данном случае сошлись два латиноамериканских темперамента, и уступать не хотел никто. Мексиканцам "честная компенсация" Чавеса таковой вовсе не показалась. В то время как президент готов был дать за несколько заводов и недвижимость компании 650 миллионов долларов, Cemex требовал ровно в два раза больше. В результате, как это часто бывает в последнее время в Южной Америке, власть оказалась сильнее денег.
Cemex пока не отчаивается. Компания считает действия властей незаконными и собирается довести дело до Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, являющегося подразделением Всемирного банка (ВБ). Интересно, что через некоторое время после прихода к власти Чавес пообещал прервать все контакты как с МВФ, так и с ВБ, предварительно рассчитавшись с ними по всем кредитам. Хотя долги давно уже выплачены, Венесуэла продолжает оставаться членом и в той, и другой организации.
Свое решение о национализации Уго Чавес обосновал необходимостью решить в стране жилищный вопрос. С 2004 года в Венесуэле строилось от сорока до пятидесяти тысяч домов ежегодно. Однако для реализации масштабной жилищной программы необходимо построить еще около ста тысяч, в то время как, по мнению венесуэльского руководства, цены на рынке настолько высоки, что выполнить это обещание будет нереально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий