Луну покорили не американцы - первыми были мы. Хромированная советская ракета взлетела с секретного космодрома (ныне заброшенного и залитого бетоном) за четверть века до того, как Гагарин крикнул "Поехали!", 16 марта 1938 года. На борту находился Иван Харламов, плечистый, красивый, спокойный, невиданной силы мужик. Космолетчик (как их тогда называли) был упакован в свинцовый скафандр - в условиях земного тяготения в нем можно было только лежать. Но старт этот долго замалчивался. Еще на взлете ракете оторвало часть обшивки, связь вскоре была потеряна, конструктор бежал за границу, а участников проекта (в том числе трех космолетчиков-дублеров) устранили силами НКВД.
Тем не менее, спустя несколько недель в Чили, на месте падения метеорита, была найдена чудесная кинопленка - пленка, которая свидетельствует, что именно летчик СССР первым ступил на Луну.
Эта невероятная история собрана буквально по кусочкам - в архивах ФСБ и Госфильмофонда, из хроники СовКино и СоюзКиножурнала, а также из интервью очевидцев, сделанных в наши дни. Удивительные, часто непонятно как снятые (зафиксирован едва ли не каждый день подготовки и краха проекта), эти кадры - из-под грифа "секретно". Часть их сделана еще в 1930-х ручной бесшумной кинокамерой СК-29, предназначенной для тайного наблюдения: такую можно было вложить в чемодан и спокойно следить за объектом. Поэтому, как объясняет заведующий архивами ФСБ: "Все, что было, могло быть снято, а если снято - значит, оно было".
Почему эдакая сенсация попала в конкурс кинофестиваля, а не в телевизионный прайм-тайм? Все очень просто: на самом деле... ничего не было. Не было ракеты, Харламова, запуска, а летчиков-дублеров не травили газом после неудачного старта; не было бесшумных камер СК-29; не было десанта на Луну. В игровом фильме "Первые на луне" использованы хроникальные кадры, но 99% - это фальсификация, кропотливо, по крошкам, в течение двух лет снимавшаяся на Свердловской киностудии.
Алексей Федорченко идеально спародировал то, что на современном российском телевидении именуется "документальными расследованиями" или "тайнами века": всякие там опыты по скрещиванию человека с обезьяной, якобы имевшие место в 1920-х годах, или оборона гитлеровской рейхсканцелярии полком тибетских монахов. Это даже не пародия, а приговор всем псевдодокументальным спекуляциям: получается, что подделать прошлое проще простого. (Михаил Трофименков, "КоммерсантЪ" №66 (3397), 14.04.2006)
Бесспорно талантливая провокация удалась. Но это заставляет задуматься о том, что при современных технологиях возможно фальсифицировать все, что угодно, начиная от полета на Луну и заканчивая выпуском теленовостей. На Луну-то мы с вами не летаем, а вот новости смотрим каждый день. Не пора ли задуматься? (Александр Калугин, Kino.ru, 01.10.2005)
Фестивальная публика в большинстве своем и впрямь была практически до самого конца уверена, что перед ней - плод добросовестного журналистского расследования; особо наивные даже жаловались, что им подсовывают какую-то советскую пропаганду. (Всеволод Бродский, "Эксперт" №36 (482), 26.09.2005)
"После показа для космонавтов ко мне подошел человек с планкой орденов на груди и сказал, это все очень похоже на правду, что удалось передать атмосферу подготовки к первым полетам. "Можете мне поверить, - говорит, - я водил луноход..." Оказалось, он был оператором лунохода с Земли". (Кирилл Алехин, "TmeOut Москва", №38 (046), 26.09.2005)
У Федорченко жанр "мокюментари" опрятен и чист от той болезненной сюрреалистической инферналии, которой так дорожили наши постановщики "документальных" фокусов в 1990-е. (Василий Корецкий, "TimeOut Москва", №38 (046), 26.09.2005)
По уверениям режиссера, даже космические специалисты не смогли отличить "секретные материалы" от реконструкции. ("МК-Урал" №38, 22.09.2005)
Придуманную Федорченко историю о том, как в тридцатые годы в СССР тайно от всего мирового сообщества готовили первого космонавта, многие приняли за чистую монету: настолько изощренно автор репродуцировал эстетику старой кинохроники. (Диляра Тасбулатова, "Итоги", 19.09.2005)
Довольно ловко манипулируя хроникальным и псевдохроникальным материалом, ловкий режиссер вполне может запудрить мозги международной аудитории. (Стас Тыркин, "Комсомольская правда", 01.09.2005)
Не только создание нового мифа интересовало Алексея Федорченко. По его словам, он хотел отдать долг памяти нашим дедам и отцам, настоящим советским героям. (Елена Хван, "Огонек" №40)
Комментариев нет:
Отправить комментарий