Высшие чиновники живут за счет "расходов на канцтовары". Между тем газета Kauno diena в материале "Чудеса зарплат чиновников" вскрывает порочную систему скрытых зарплат, созданную литовскими бюрократами для своих нужд. "Зарплаты служащих государственных учреждений стали государственной тайной, - пишет ежедневник. - Чиновники скрывают свои зарплаты, а премьер-министр и руководители министерств официально зарабатывают немного, но на самом деле их доходы в несколько раз выше".
По словам газеты, премьер-министр Гядиминас Киркилас получает чистыми всего 5600 литов, но в действительности получает втрое больше. Он ежемесячно получает 6000 литов на представительские расходы, плюс еще 6000 литов как член Сейма, он получает на канцелярские и другие расходы. Итого, месячные доходы премьера превышают 17.000 литов.
Парадоксально, но министры зарабатывают больше, чем премьер. Зарплата министра "на руки" - всего 4200 литов, кроме того, ежемесячно он получает 8000 литов на представительские расходы и 6000 литов, как член Сейма, на канцелярские расходы. Совокупный месячный доход главы ведомства составляет около 19 000 литов. Интересно, что суммы на репрезентацию и канцелярские принадлежности не облагаются налогами, за них не надо отчитываться. "В кулуарах смеются, что эти доходы - настоящая зарплата чиновника", отмечает газета.
В то же время, доходы премьера и министров можно подсчитать, но почти невозможно узнать, какие зарплаты и выплаты получают руководители и сотрудники министерских департаментов, ведомств, государственных акционерных обществ, общественных учреждений. Главы ведомств и бухгалтерии прикрываются законами, защищающими тайну размера зарплат. В лучшем случае отсылают к юридическим актам, устанавливающим зарплаты чиновников. "Посмотрите на законы, там все записано. Мы не уполномочены предоставлять вам информацию", - отрезала бухгалтер одного ведомства.
"Законы обтекаемо и расплывчато сообщают о зарплатах чиновников государственных учреждений. Например, говорится, что коэффициент зарплаты директора какого-нибудь департамента равен 16. Чтобы узнать, что означает этот коэффициент, надо долго искать другие правовые акты. Но даже найденная информация не дает представления о настоящей зарплате чиновника, которая также зависит от различных надбавок за стаж, сверхурочную работу, других выплат", констатирует ежедневник.
Порядок в этой сфере как бы решил навести Сейм Литвы. По словам газеты, парламент приступил к рассмотрению проблемы зарплат чиновников. 1 февраля парламентарии приняли постановление, согласно которому, правительству предложено срочно установить порядок, согласно которому сведения о зарплатах сотрудников бюджетных учреждений стали бы доступными общественности.
Это предложение внес парламентский комитет по аудиту, устав бороться с госучреждениями за обнародование информации о зарплатах их сотрудников. Чашу терпения комитета переполнил Фонд государственного имущества, который долго составлял список зарплат своих сотрудников. Эта информация была засекречена и зарегистрирована в специальной канцелярии Сейма. Доступ к информации получили парламентарии, получившие право работать с секретной информацией. Они не могут обнародовать эти сведения, поскольку в этом случае им грозит уголовная ответственность. Советник премьера Донатас Моркунас заверил, что постановление Сейма о публикации сведений о зарплатах чиновников не забыто. "Процесс идет. Но без поправок к законам не обойтись. Сейм еще вернется к этому вопросу", - заявил советник главы правительства.
Брюссель предупредил Литву об опасности роста зарплат. Как сообщает Delfi со ссылкой на агентство Leta, министры финансов Евросоюза 4 марта сделали странам Прибалтики предупреждение в связи со стремительным приростом зарплат и другими признаками экономической несбалансированности, повышающими инфляцию и ставящими под угрозу присоединение этих стран к еврозоне.
Изучив фискальные планы 14 стран ЕС, министры подвергли наиболее острой критике Латвию, предупредив ее о перегреве экономики и риске стремительного спада. Министры призвали Латвию усилить фискальную политику, чтобы избежать этих рисков, в том же время отметив, что Латвия тем не менее уже предприняла определенные шаги для улучшения ситуации.
В отношении Литвы министры указали, что стремительный прирост зарплат подавляет производительность труда, а также стремительно повышает инфляцию и сокращает конкурентоспособность цен. В свою очередь Эстонии министры порекомендовали ужесточить фискальную политику, чтобы ослабить тенденции перегрева экономики и несбалансированности экономики. В заключении министров констатируется, что из-за высокой инфляции маловероятно, что страны Прибалтики смогут ввести евро ранее 2010 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий