четверг, 13 марта 2008 г.

Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине, т.1 - 09

Предыдущий пост

3. БОРЬБА С "ЭКОНОМИСТАМИ"

  Кроме народников и "легальных марксистов" Владимиру Ильичу пришлось сражаться еще с так называемыми "экономистами". Это было направление, отрицавшее необходимость политической борьбы со стороны рабочих и агитацию за таковую в рабочих массах. Вытекало оно из здорового и естественного стремления подходить к рабочим, политически совершенно неразвитым, сохранившим еще в массе веру в царя, с точки зрения их повседневных нужд и требований. Дело шло о первых шагах в этих массах, которые надо было пробудить, в которых надо было развить стремления к защите своего достоинства, сознание, что спасения можно искать только в объединении, в сплочении, и содействовать этому сплочению. А объединить можно было только на непосредственных, наглядных нуждах - прежде всего на протесте против притеснения со стороны хозяев. Так, призыв восстать против непомерно удлиняющегося рабочего времени, сокращаемого с помощью разных мошенничеств заработка, призыв требовать кипятка в обеденное время, более раннего окончания работы в субботу для того, чтобы пользоваться баней, отмены несправедливых штрафов, удаления грубых, зазнавшихся мастеров и т. п. был понятен самым серым, неразвитым рабочим.
  Сплочаясь на таких обыденных нуждах, они научались бороться вместе, дружно, стойко, защищать общие интересы, а удача в этой борьбе давала им чувствовать свою силу и объединяла еще более. Удача первых стачек - а чем мельче и справедливее были выставленные требования, тем легче они удовлетворялись - окрыляла и толкала вперед сильнее всякой агитации. Добытые улучшения в положении давали больше досуга и возможности читать, развиваться дальше. Поэтому все социал-демократы, шедшие к рабочим массам, начинали агитацию с экономических нужд. И листовки Владимира Ильича указывали на самые насущные требования рабочих того или иного завода или фабрики, производя этим большое впечатление. В случае несогласия хозяев удовлетворить мирным путем требования рабочих, рекомендовалось прибегнуть к стачке. Успех стачки в одном предприятии побуждал к этому методу борьбы и другие [
А. И. Ульянова-Елизарова в своей книге "Воспоминания об Ильиче" (с.42-43) пишет: "Авторитет тех неведомых защитников, которые выпускали эти листовки, уча рабочих бороться, возрастал до огромных размеров, и позднее, когда Владимир Ильич был уже арестован, а организованный им союз назывался "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса", рабочие разных производств обращались к нему с просьбой листков, заявляя: "Почему нас союз забыл?". Ред.].
  То время было временем перехода от занятий в небольших кружках - пропаганды, к работе в массах - агитации. И Владимир Ильич был одним из тех, кто стоял за такой переход. Разница между пропагандой и агитацией определялась, пожалуй, лучше всего словами Плеханова: "Пропаганда дает много идей небольшому кругу лиц, а агитация - одну идею массам".
  Но если первый подход к совершенно неразвитым рабочим должен был по необходимости идти от ближайших экономических нужд, то никто не говорил с самого начала определеннее Владимира Ильича, что это должно быть лишь начальной ступенью, что политическое сознание должно развиваться с первых же бесед и с первых листков. Помню разговор с ним об этом поздней осенью 1895 года, незадолго до его ареста, когда я приехала опять к нему в Петербург.
  "Как подходить с разговорами о политике к серым рабочим, для которых царь - второй бог, которые и листки с экономическими требованиями берут еще со страхом и оглядкой? Не оттолкнуть бы их только этим", - говорила я, имея в виду еще более серых московских рабочих.
  Владимир Ильич указывал мне тогда, что все дело в подходе.
  "Конечно, если сразу говорить против царя и существующего строя, то это только оттолкнет рабочих. Но ведь "политикой" переплетена вся повседневная жизнь. Грубость и самодурство урядников, пристава, жандарма и их вмешательство при всяком несогласии с хозяином обязательно в интересах последнего, отношение к стачкам всех власть имущих - все это быстро показывает, на чьей они стороне. Надо только всякий раз отмечать это в листках, в статьях, указывать на роль местного урядника или жандарма, а там уже постепенно направляемая в эту сторону мысль пойдет дальше. Важно только с самого начала подчеркивать это, не давать развиваться иллюзии, что одной борьбой с фабрикантами можно добиться чего-нибудь". "Вот например, - говорил Владимир Ильич, - вышел новый закон о рабочих (не помню сейчас точно, чего он касался. - А. Е.), его следует разъяснить, показать, насколько тут делается что-либо для рабочих и насколько - для фабрикантов. И вот в газете, которую мы выпускаем, мы помещаем передовицей статью "О чем думают наши министры?" [
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.2. С.75-80.], которая покажет рабочим, что такое наше законодательство, чьи интересы оно защищает. Мы намеренно говорим о министрах, а не о царе. Но эта статья будет политической, и такой должна быть обязательно передовица каждого номера, чтобы газета воспитывала политическое сознание рабочих". Статья эта, принадлежащая перу Владимира Ильича, входила, действительно, в первый номер "Рабочей газеты", не увидевший тогда света, забранный, как известно, при аресте Володи с товарищами 9 декабря 1895 года. Я читала ее, как и другой материал для первого номера "Рабочей газеты", подготовлявшегося тогда. Выпуск номера на мимеографе был делом громоздким и подготовлялся задолго. Помню, как ядовито был поддет в этой статье министр и какой она была популярной и боевой.
  Говорю об этом так подробно, чтобы указать, насколько неправы были многие, клонившиеся тогда к "экономизму" люди, которые оправдывались позже тем, что и Владимир Ильич писал в то время листовки на экономические темы. Арест номера газеты с политической передовицей в рукописи и последовавшее затем изъятие Владимира Ильича на четыре с лишком года давали некоторую почву для таких оправданий, хотя и при кратковременном пребывании на воле перед ссылкой, да из тюрьмы и из ссылки Владимир Ильич проявлялся в этом отношении достаточно определенно, чтобы можно было не валить на него обвинения в "экономизме". Достаточно напомнить хотя бы его протест из ссылки против кусковского "Кредо" [
Изложение своих убеждений. А.Е. (см.: Ленин В. И. Протест российских социал-демократов // Полн. собр. соч. Т.4. С.163-176). Ред.].
  Это ярко-политическое направление было присуще Ильичу с самого начала, оно вытекало из правильно понятого учения Маркса, оно находилось также в соответствии со взглядами родоначальницы русской социал-демократии - группы "Освобождение труда", собственно ее основателя - Плеханова. Владимир Ильич хорошо знал его взгляды по его литературным работам, а кроме того, летом 1895 года, когда ездил за границу, и лично познакомился с ним. Официальной целью было отдохнуть и полечиться после воспаления легких, а неофициальной - завязать сношения с группой "Освобождение труда".
  Владимир Ильич был очень доволен своей поездкой, и она имела для него большое значение. Плеханов пользовался всегда большим авторитетом в его глазах; с Аксельродом он очень сошелся тогда; он рассказывал по возвращении, что отношения с Плехановым установились хотя и хорошие, но довольно далекие, с Аксельродом же совсем близкие, дружественные. Мнением обоих Владимир Ильич очень дорожил. Позднее, из ссылки, он послал им для напечатания свою брошюру "Задачи социал-демократов в России" [
См.: Ленин В. И. Задачи русских социал-демократов // Полн. собр. соч. Т.2. С.433-470.]. И когда я передала ему хвалебный отзыв о ней стариков, он написал мне: "Их (стариков) одобрительный отзыв о моих работах - это самое ценное, что я могу себе представить". И после свидания с ними он еще определеннее и энергичнее вступил на путь организации политической партии социал-демократов в России.
  По возвращении из-за границы Владимир Ильич был у нас в Москве и много рассказывал о своей поездке и беседах, был особенно довольный, оживленный, я бы сказала даже - сияющий. Последнее происходило главным образом от удачи на границе с провозом нелегальной литературы.
  Зная, что на него, вследствие его семейного положения, смотрят особенно строго, Владимир Ильич не намеревался везти с собой что-нибудь недозволенное, но за границей не выдержал, искушение было слишком сильно, и он взял чемодан с двойным дном. Это был обычный в то время способ перевозить нелегальную литературу; она укладывалась между двумя днами. Работа производилась в заграничных мастерских чисто и аккуратно, но способ этот был все же очень известен полиции, - вся надежда была на то, что не станут же исследовать каждый чемодан. Но вот, при таможенном осмотре чемодан Владимира Ильича был перевернут вверх дном и по дну, кроме того, прищелкнули. Зная, что опытные пограничные чиновники определяют таким образом наличие второго дна, Владимир Ильич решил, как рассказывал нам, что влетел. Тот факт, что его благополучно отпустили и он сдал чемодан в Питере, где последний был также благополучно распотрошен, привел его в великолепное настроение, с которым он и приехал к нам в Москву.

Комментариев нет: