Впервые восьмилетний мальчик из затерявшегося в степи посёлка Семиозёрного Кустанайской области Ваня Гайдаенко увидел море, когда попал в Одессу в 1922 году. Ведь в Северный Казахстан его родители были сосланы царским правительством после революции 1905 года как неблагонадёжные. Возможно именно то, что его дед служил на легендарном броненосце "Потемкин", и определило жизненный путь будущего писателя. В конце 1917 года семья переехала на территорию нынешней Кировоградской области, откуда Ваню отвезли к тётке в город, ставший ему родным.
В Одессе Иван увидел не только море, но и порт с могучими океанскими кораблями. Днём и ночью порт неутомимо жил своей трудовой жизнью. Время от времени, вновь нагруженный, какой-то корабль давал последние прощальные гудки и уходил в синие просторы. В порту юноша встречал матросов. Это были сильные, обветренные ветрами всех морей и океанов и, главное, всегда дружные и весёлые люди. Матросов нельзя было не любить. В представлении мальчика это были необыкновенные, много видевшие и знающие люди. Им невозможно было не подражать, как невозможно было погасить в себе желание стать моряком. Юноша твёрдо решил, что с морем не расстанется. Часто, слушая песню моря, он вспоминал степные ветры в далёком Семиозёрном. И всё же море властно звало к себе.
В 15 лет Иван Гайдаенко поступает в Одесскую мореходную школу плавсостава (лахту) и, окончив её в 1932 году, матросом на судах дальнего плавания отправляется в свой первый рейс по бескрайним голубым дорогам. И лишь когда юношеская мечта стала действительностью, молодой матрос особенно чётко осознал, что море - это не только увлекательная романтика, а в первую очередь суровый и ответственный труд, требующий дисциплинированности, крепкого чувства локтя товарища, умения и сноровки. Иван воспитывался в трудовом матросском коллективе. Для него, как будущего писателя, это имело большое значение. Да это и понятно: чтобы быть писателем, нужно не только обладать даром излагать увиденное и осмысленное. Необходимо и другое - глубокое знание жизни, добытое непосредственно в трудовом коллективе.
Об этом хотелось рассказать своим соотечественникам, поделиться с ними своими наблюдениями. Так Иван Гайдаенко начинает писать очерки для газет и журналов. И хотя первые пробы пера были ещё несовершенны, зато в них жила большая правда. Работа над очерками, постоянная связь с газетой были первым и плодотворным шагом молодого человека к тому, чтобы стать писателем. А мечта об этом, рождённая самой жизнью, не покидала моряка дальнего плавания. Он всё более внимательно изучает жизнь, много читает, стараясь проникнуть в секреты художественного творчества. На море вырабатывался флотский характер, который позволял бы молодому моряку выдержать любые испытания. Тогда он не ведал - не гадал, что такие испытания, страшные и жестокие, не за горами.
В 1936 году Иван Гайдаенко служил на теплоходе "Комсомол". В Испании шла гражданская война. На стороне франкистов открыто воевали гитлеровская Германия и фашистская Италия. Республиканцам помогали все честные люди Земли. Участвовал в этой помощи и экипаж теплохода "Комсомол". Рейсы в Испанию требовали от советских моряков мужества, выдержки, чувства высокого интернационализма.
В конце года вражеский крейсер пиратски потопил советский теплоход в нейтральных водах Средиземного моря. Экипаж его очутился в фашистских застенках - в мрачных, полных крыс камерах тюрьмы с громким названием "Пуэрто де Сана Мария". Начались нескончаемые пытки, допросы, побои, издевательства. Вскоре советским морякам объявили от имени трибунала Южной зоны национальных вооружённых сил Испании смертный приговор и рассадили по камерам смертников. Однако, несмотря на все жестокости, враги не сломили волю моряков. Они держались стойко, как могли, поддерживали и подбадривали слабеющих товарищей. Советское правительство предпринимало настойчивые усилия, чтобы вырвать их из фашистских застенков. И эти усилия завершились положительно: сначала смертные приговоры были "смягчены" до тридцати лет каторжных работ на Канарских островах, а позже моряков разделили на три группы. Группу, в которую попал Гайдаенко, отправили в Германию. Гитлеровцы оказались подлее испанских тюремщиков. Они по-скотски относились к женщинам, а моряков, пытавшихся оградить их от оскорблений и издевательств, избивали до крови.
Путь к свободе на Родину оказался долгим и трудным. Лишь в 1938 году под давлением советского правительства экипаж "Комсомола" был освобождён. События этих лет Иван Петрович описал в книге "В коричневом плену", которая вышла в 1942 году. С неё, очевидно, и следует отсчитывать литературную биографию писателя. Пережитое подорвало здоровье и врачи советовали на время расстаться с морем. Уже несколько лет перед этим Гайдаенко печатал в газетах - в одесских и в "Комсомольской правде" - заметки, корреспонденции, короткие репортажи и зарисовки. Поэтому, оставшись на берегу, решил попробовать себя в журналистике. Когда западноукраинские земли воссоединились в единой братской семье, его направили в Луцк, в молодёжную газету. Вскоре он стал редактором этой газеты. Здесь и застала Гайдаенко Великая Отечественная война. Иван Петрович тотчас же вернулся на море. Поначалу плавал на судах, теперь именовавшихся транспортами, затем был призван в Военно-Морской флот. Когда формировались части для фронта, Гайдаенко вдруг узнал, что его, флотского офицера, назначили в одну из пехотных частей командиром подразделения. "Как же так? - всполошился он. - Ведь у меня нет ни знаний, ни опыта, чтобы командовать на сухопутном фронте". Начальство упорно не желало принимать его доводов. И тогда Гайдаенко обратился к наркому ВМФ Н.Кузнецову, с которым был знаком по рейсам в Испанию. Нарком "понял" и "послал", правда не в море, а на Волгу, под Сталинград. Месяцы Сталинградской битвы стали суровым испытанием для Волжской военной флотилии. Оружие кораблей входило в общую систему огня сражавшегося города. Кроме того, они не только подавляли артиллерийские и пулемётные точки противника, но нередко вступали в бой с вражескими танками и пехотой. Позже, когда враг был разгромлен и отброшен от Волги, флотилия охраняла от гитлеровской авиации перевозки по реке каспийской нефти.
После Волги снова Черное море: Поти, Севастополь... Великую Отечественную войну Гайдаенко прошёл до конца. А после демобилизации в 1946 году вернулся на торговый флот. Трудно перечислить все рейсы, все страны и моря, в которых он побывал. Плавал на Кубу, когда остров Свободы был блокирован американским флотом, бывал в Японии, в портах европейских и африканских, на кровоточащем Ближнем Востоке.
Самый страшный тупик, в который, особенно с годами, попадает писатель, это "кабинетное сочинительство". И если когда-то в юности человек повидал мир, а потом десятилетиями описывает эти впечатления, пополняя их современными рассуждениями - это не есть хорошо, но наш герой был не таков и всегда стремился пополнить за счет окружающего мира новый материал. Возглавляя долгие годы одесскую писательскую организацию, Гайдаенко уходил в новые рейсы, то штурманом в Аргентину, то первым помощником капитана в Канаду. Такая связь с той средой, которую изображал писатель, и приносила ему творческий успех. Словно источники, по ходу вливающие в неё новые живительные струи, писателя питали новые впечатления от встреч с морями и с людьми.
И, что самое характерное для Ивана Петровича: капитаны и штурманы, боцманы и матросы, давно ставшие его читателями, принимали его не как человека, прибывшего на судно в творческую командировку, а как состоящего на действительной морской службе своего однокашника. С ним их связывало множество воспоминаний, порождённых общим делом, они охотно шли к нему с новыми впечатлениями, с новыми мыслями, которые обогащали писательскую "копилку".
Все годы литературной зрелости Ивана Гайдаенко отмечены верностью морской теме, родной морской стихии. Преданность и привязанность к моряцкой профессии самым непосредственным образом всегда определяли содержание произведений писателя, о чём несложно догадаться даже по их названиям: "На морских дорогах", "Пусть светят маяки", "Моя бригантина". Особенно хочется отметить, что некоторые из книг Ивана Петровича были написаны непосредственно в море, в рейсах. Надо было обладать большой силой воли, великой увлечённостью, выработать жёсткую самодисциплину, дабы заставить себя сесть за крохотный письменный стол в каюте, когда и без того немало обязанностей и забот...
Гайдаенко всегда был смелым, непримиримым, рвущимся в бой. Недаром в Одессе его звали "глашатаем справедливости". Мало кто знает, сколько сил и энергии стоило Гайдаенко, чтобы содействовать реабилитации честного имени храбрейшего подводника Александра Маринеско, которого Гитлер объявил "своим личным врагом номер один". Благородные старания Гайдаенко и его сподвижников увенчались успехом - Маринеско стал Героем Советского Союза. А ещё раньше был знаменитый резонансный фельетон писателя о злоупотреблениях в распределении жилья "Одесские махинаторы", опубликованный в "Правде Украины" в сентябре 1952 года, эхо которого докатилось до самой Москвы. Потом в 1966-м было открытое письмо министру морского флота СССР В.Бакаеву с требованием прекратить травлю начальника Черноморского морского пароходства А.Данченко. А уже в наше непростое время, когда всё рушилось и разваливалось - послание-крик души с говорящим само за себя названием "Надо думать о судьбе флота!" первому президенту постсоветской Украины Л.Кравчуку.
Иван Петрович значительную, если не подавляющую часть времени, отдавал общественной работе. Именно он был основателем и бессменным, с 1965 года до самой кончины, руководителем Одесского областного комитета защиты мира. Причём работал в этой должности абсолютно безвозмездно.
...Иван Петрович Гайдаенко был настоящим гражданином своей страны. Жизнь свою человек пишет раз и навсегда, и он написал и прожил свою жизнь ярко, светло и незабвенно. Такие люди уходят, но не умирают: у человечества не случайно живёт вера в воскрешение. Им гордится Одесса, которую он искренне любил и которая стала для него вечной гаванью.
четверг, 5 февраля 2009 г.
Кто такой Иван Гайдаенко?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий