Боливия: поражение правых
В череде удивительных выборов, прошедших в Южной Америке за последние пять лет, наиболее радикальными были результаты Боливии, где президентом избрали Эво Моралеса. И не потому, что наиболее радикальной была его платформа, а потому, что здесь, в стране, где большую часть населения составляют коренные жители, их представитель стал президентом впервые. Это само по себе уже явилось своеобразной социальной революцией и не очень-то понравилось потомкам европейских иммигрантов, которые всегда контролировали страну.
Когда избрали Моралеса, основным вопросом было, сможет ли он продержаться на посту или боливийские правые, возможно в сговоре с вооруженными силами, его свергнут. И сейчас стало очевидно, что смог.
Программа Моралеса включала три основных элемента. Национальный доход Боливии сегодня - это, в основном, экспорт природного газа, преимущественно в Бразилию и Аргентину. Запасы его находятся в так называемых провинциях "полумесяца" на востоке - это территории с самым низким процентом коренного населения. Большинство здесь составляют потомки европейцев. До прихода Моралеса к власти цены, по которым продавался местный газ, были смехотворно низкими. И практически все поступающие средства оставались у правительств восточных провинций.
Моралес решил пересмотреть цены на экспортируемый природный газ и установил налог на углеводород, чтобы национальное правительство могло получать гораздо большую часть дохода. Деньги он предназначил для социального перераспределения внутри страны, от которого, конечно, существенно выиграет коренное население.
Также исключительно плохо распределены земли восточных провинций - две трети принадлежат примерно 0,17% населения. Моралес решил наложить ограничение на земельную площадь, находящуюся во владении одного человека, - что и стало основным содержанием аграрной реформы.
Что касается внешней политики, то Моралес попытался сохранить разумные отношения с США. Он не перестал принимать деньги, выделяемые на действия по борьбе с наркотиками, тем более что эти деньги шли на вооруженные силы. Кроме того, он охотно принял помощь Венесуэлы и кубинских медиков. Американское правительство однозначно не в восторге от Моралеса и предпочло бы, чтобы боливийские правые вернулись к власти.
Стратегия боливийских правых состояла в требовании большей автономии для региональных правительств, ясно намекающем на раскол, - программа, которая никогда ими не поддерживалась до тех пор, пока они контролировали центральное правительство. Также правые потребовали перевыборов. В результате их тактика обернулась против них самих.
Моралес принял вызов, добавив к вопросу о переизбрании президента вопрос о том, следует ли проводить перевыборы девяти префектов провинций. Он набрал 68% голосов - гораздо больше, чем когда был избран в первый раз. Семь префектов остались на местах, но двое не поддерживающих Моралеса губернаторов были отстранены, что позволило новому президенту назначить преемников.
Правые восточных провинций попытались заморозить экспорт газа. Они надеялись таким образом заставить бразильское и аргентинское правительства оказать давление на Моралеса. Сторонники последнего тогда начали демонстрации. Губернатор провинции Пандо Леопольдо Фернандес ответил репрессиями. Более 30 демонстрантов были убиты в Эль-Порвенире. Моралес арестовал губернатора и назначил на его место адмирала.
Тогда президент Чили Мишель Бачелет срочно устраивает встречу организации двенадцати южноамериканских государств (УНАСУР – Союз южноамериканских наций) для обсуждения сложившейся ситуации. Все 12 президентов прибывают в Сантьяго на встречу и единогласно принимают решение о "полной поддержке конституционного правительства Эво Моралеса", осуждая любой государственный переворот. Особенно примечательно то, что решение это было единогласным и его поддержал даже абсолютно проамериканский президент Колумбии Альваро Урибе. Затем решение было одобрено Группой Рио, состоящей из 22 стран Латинской Америки и Карибского бассейна, включая Мексику.
УНАСУР призвал к диалогу. Моралес предлагал диалог еще до решения УНАСУР. Правые загнаны в угол. Последней их надеждой было вмешательство США. Но Боливия выслала из страны американского посла Филипа Голдберга за "заговор против демократии" совместно с боливийскими правыми. США сейчас сворачивают свои небольшие проекты развития в Боливии. Россия предложила взамен свою помощь. США выглядят все более неуместно в Латинской Америке.
Если кто-нибудь спросит, почему даже Урибе поддержал решение УНАСУР, - так потому, что ни один президент не захочет, чтобы тактика раскола получила поддержку. США попытались провести такую политику и в Эквадоре, где она также обернулась против них с победой на референдуме новой конституции президента Рафаэля Корреа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий