Герои Ефремова и Стратегия Воспитания
Еще в школьные годы на меня огромное впечатление произвели книги Ивана Ефремова. Особенно - "Туманность Андромеды", "Таис Афинская", "Лезвие Бритвы". Прежде всего, привлекали главные герои этих книг - яркие, сильные и гармонично развитые.
Под их влиянием у меня возникла "навязчивая идея" создать "остров будущего в океане настоящего", где, хотя бы локально, материализуется ефремовская утопия. В 1982 году при районном Доме пионеров в городе Кишиневе мне удалось открыть студию пластики и гармоничного развития "Звездный Фрегат". "Фрегат" просуществовал 15 лет - это был и активно выступающий театр, и творческая лаборатория, и община единомышленников, жившая интереснейшей, насыщенной жизнью.
Но вспоминая накопленный за эти годы богатый опыт, я вижу, что в современных условиях значительная часть его бесполезна. Успехи "Звездного Фрегата" были возможны не только благодаря энтузиазму руководителя и участников, но также из-за целого комплекса условий:
- Большим источником вдохновения была собранная нами библиотека. Помимо упоминавшихся романов Ефремова здесь были также книги Владислава Крапивина, Экзюпери, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха, и другие стоящие книги.
- У школьников, студентов, молодых рабочих было время для досуга - для чтения и для занятий в студии.
- Домам пионеров, Домам культуры, жэковским клубам оказывалась значительная государственная поддержка.
Конечно, во времена "брежневского застоя" хватало тупых чиновников. Одни - "показушники" - пытались вовлечь нас в бессмысленную суету. Другие - "как бы чего не вышло" рвались задавить в зародыше нестандартный коллектив. Но всегда можно было найти и толковых руководителей, которые, вникали в нужды студии и помогали ее развитию.
Огромный толчок к развитию давали различные летние лагеря. В августе 1986 года "Фрегат" в полном составе выехал в Реденский лес. Здесь был организован лагерь Молдавского Республиканского Научного Общества Учащихся "Вииторул" ("Будущее"). Тут были отряды искусства, биологов, астрономов, отряд ТРИЗовцев.
В июле 1991 года я был приглашен как преподаватель во Всероссийский лагерь "Орленок" на берегу Черного моря, где проводилась Международная советско-американская аэрокосмическая смена. Соответственно, в ней участвовали школьники, вожатые и преподаватели из обеих стран.
Смена была организована замечательно. Над "Орленком" тогда шефствовала Всесоюзная Аэрокосмическая Ассоциация "Союз". Президент ВАКО "Союз" летчик-космонавт А. Серебров непосредственно участвовал в работе смены.
Помню, американские преподаватели были без преувеличения потрясены размахом вложений в работу с талантливыми детьми. Они говорили, что в намного более богатых США такое попросту невозможно.
Что ж, после победы рыночной демократии и России, и в Молдавии большая часть структур работы с талантливыми детьми также была ликвидирована. В Израиле, где я живу в настоящее время, и ликвидировать нечего - здесь капитализм победил гораздо раньше. В Домах культуры ("матнасах") здесь все коллективы действуют в условиях жесткой самоокупаемости.
Капиталистическое общество не заинтересовано в воспитании сильных и гармонично развитых людей. Точнее, оно очень заинтересовано в том, чтобы их не было.
В некоторых случаях ему нужны узко заточенные спецы - накачанные и туповатые силовики, или программисты с интеллектом точечного применения. А для конвейерного производства и потребления вполне пригодны тупые и слабые биороботы.
Для "выращивания" именно таких людей задействованы очень мощные, и часто замаскированные механизмы воздействия. Но этот "питомник", созданный мегакорпорациями, ведет все Человечество в грандиозную пропасть.
И вывести из нее могут только сильные и гармонично развитые личности. И только они смогут построить иное - сильное и гармонично развитое общество.
А это означает, что необходимо разработать стратегию воспитания сильных и гармоничных людей, стратегию создания инфраструктуры, помогающей этому воспитанию. Стратегию действий при неблагоприятных и трудных внешних обстоятельствах. Стратегию, позволяющую быстро выявлять и эффективно использовать все ресурсы, способные помочь в достижении ее главных задач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий