Уроки Апреля
Акция 18 апреля расширила наши представления о тактике уличной борьбы и её возможностях. Ведь в чём задачи уличных акций?
Первая задача - демонстрационная, привлечение внимания как можно большего числа зрителей. Строго говоря, если тысяча демонстрантов прошествует мимо одного зрителя, это будет эквивалентно шествию одного демонстранта мимо тысячи зрителей. Власть это хорошо понимает и выделяет под шествия, митинги и пикеты даже в центральной части Москвы такие далёкие от глаз захолустья, как набережная Шевченко и Болотная площадь. С другой стороны, и сама оппозиция требует себе маршруты, вдоль которых, особенно в выходные дни, нет практически никакой публики. Жилые дома по линии Октябрьская - Театральная или Белорусская - Театральная можно пересчитать по пальцам. В основном сплошь запертые офисы. С демонстрационной точки зрения первомайское или октябрьское шествие было бы куда эффективнее где-нибудь через спальный район типа Орехова-Борисова. Тактика демонстраций по округам одно время практиковалась КПРФ, но развития не получила. Участникам локальным шествий приходилось выступать на два часа раньше, а затем всё равно спешить к месту общего сбора на Октябрьскую площадь.
Здесь же, вечером в пятницу 18 апреля, то есть в самый московский час пик, 150 демонстрантов прошли мимо тысяч прохожих и сотен автомобилей, водители которых, если верить сообщениям, отнюдь не возмущались, а, наоборот, приветствовали демонстрантов. Если перемножить число демонстрантов на число зрителей, получится цифра, равномощная по своему значению 150-тысячной демонстрации, прошедшей по пустым улицам в выходной день.
Другая задача - мобилизационная. Даже собравшись в изолированном месте, участники акции знакомятся друг с другом, сплачиваются, получают инструкции от руководства. Здесь главное - не просто покричать и в очередной раз заклеймить позором антинародный режим, но и пройти политический и организационный инструктаж относительно дальнейших действий. При Горбачёве подобного назначения митинги "Демократической России" тоже собирались сначала на изолированной площадке в Лужниках, но затем очень скоро переместились на главные улицы столицы.
О том, что эта задача выполнена, нечего и спорить. Организовать и провести нечто подобное в состоянии лишь коллектив, в котором каждый солдат знает свой манёвр.
Третья задача - давление на власть. Измотать противника морально и физически. И здесь разнообразие приёмов может быть очень широким. Поэтому ни в коем случае не следует смеяться над "булавочными уколами" и "комариными укусами". Далеко не всегда и не во всех обстоятельствах целесообразно собирать все силы в один кулак. Бывает, что эффективнее действовать и растопыренной пятернёй. Заставить противника гоняться за тенью, как гонялся ОМОН 18 апреля за призраком. Вспомним, что говорил Ленин о значении летучих отрядов и тактика рассыпного боя. Пятерки, тройки и даже двойки, возникающие ниоткуда, больно жалящие и исчезающие в никуда, растворяющиеся в переулках и проходных дворах. Именно эта тактика позволяет протестантам сохранять и наращивать моральное преимущество, непрерывно добиваться хотя бы маленьких успехов, приумножая веру в свои силы.
Акция 18 апреля растянула "фронт" противника, заставила его распылить свои силы и нанесла удар в незащищённое место.
В 1901 году, анализируя опыт знаменитой Обуховской обороны, Ленин писал в "Искре", что хотя правительство и победило, уличная борьба возможна - безнадёжно не положение борцов, а положение правительства, если ему придётся иметь дело с населением не одного только завода. Легко ли удался полиции штурм одного дома номер 63 по Шлиссельбургскому тракту? Подумайте, легко ли будет "очистить от рабочих" не два-три двора и дома, а целые рабочие кварталы Петербурга! Не придётся ли также, когда дело дойдёт до решительной борьбы, "очищать" столичные дома и дворы не только от рабочих, но и от всех тех, кто не примирился с полицейским правительством, а только запуган им и не верит ещё в свои силы. (См. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, с. 18-19).
Вот классическая формула: "Поднять тех, кто не примирился, а только запуган и не верит ещё в свои силы"! Таких людей очень и очень много, и чтобы поднять их необходимы новые приёмы, выработке которых поможет опыт московского Апреля-08.
Комментариев нет:
Отправить комментарий